Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Воспитание ребенка до года — советы родителям и график по месяцам

Наши бабушки говорили: «Воспитывать малышей нужно, когда они свободно помещаются поперек кровати, дальше можно только пожинать плоды». В данной мудрости заложена главная идея – процесс нужно начинать с первых дней после рождения.

Грудное вскармливание

Важный аспект ухода за грудничком — правильно организованное грудное вскармливание. Это «стержень, на который наматывается весь уход за малышом. Пососать грудь – основной интерес малыша первых месяцев жизни, а в дальнейшем и довольно долго – приоритетный интерес. Прикладывания к груди помогают выстроить ритм жизни, вовремя помочь малышу, успокоить, накормить», – считает Лилия Валентиновна Казакова, педиатр Территории Здоровья и СМ, консультант по грудному вскармливанию АКЕВ. Сосание активизируют работу кишечника. Это поможет приучить к «высаживаниям» с самого раннего детства. На всякий случай оговоримся – грудное вскармливание безусловно хорошо, но это не панацея и не гарантия ни богатырского здоровья, ни более глубокой привязанности. При прочих маминых усилиях «искусственники» могут легко догнать, а то и обогнать «грудничков» по всем пунктам.

Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.

«Дело в том, что именно в течение первых лет жизни происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, формируется его иммунитет. Грудное молоко содержит все питательные вещества, необходимые для здорового роста. Также в нем находятся антитела, защищающие младенцев от распространенных детских болезней. Ни одна смесь, даже очень хорошего качества, не может полноценно заменить грудное молоко», — говорит Олеся Сергеичева.

По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки. К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.

Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит. Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.

Когда формируется характер ребенка

В возрасте 3 лет начинается более основательное воспитание ребенка. В этот период родители должны запастись вниманием и терпением. По мнению психологов, начиная с 3-х летнего возраста, закладывается характер характер, основа его поведения в обществе. Поэтому родители должны понимать, что воспитание ребенка 3 лет вплоть до 7 летнего возраста – это очень важный момент.

Воспитание ребенка в семье должно быть умеренно строгим, чтобы, подрастая, ребенок не был капризным и требовательным. Но не нужно путать строгость с жестокостью, а твердость с суровостью.

Как правильно воспитывать ребенка с 2-лет

В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить ошибки в воспитании детей в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша? 

Если родители сталкиваются с проблемным поведением своего ребенка, возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?

Советы родителям — применять только с учетом природных свойств ребенка

  1. Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается — малыш обижается и упрямится. При ошибках воспитания у него возникает агрессия к животным и людям. 
  2. Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора — самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым. Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание. 
  3. Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант. Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать — читайте тут.
  4. Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух. Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается. Проблемы могут возникнуть очень серьезные — ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему? 

Ошибка № Давали невыполнимые советы

Очень хорошо, если дети приходят к вам рассказать о проблеме и хотят выслушать ваше мнение, получить совет. В эти моменты все родители гордятся собой, чувствуют свой авторитет и опыт. Но очень часто мамы и папы дают советы, которым сами следовать не способны. Например, советуют разобраться миром, найти компромиссное решение, не скандалить, не доводить дело до «разборок». А сами конфликтуют с соседкой и выясняют отношения на весь подъезд.

У ребенка возникает диссонанс между советами родителя и его поведением. Какой тут мир, какой компромисс, если мама и соседка орут друг на друга? Подкрепляйте свои советы действиями, показывайте пример. Так будет намного наглядней и правильней. Иначе, если папа советует не врать учительнице, а сам по телефону рассказывает начальнику, что заболел, собираясь при этом на рыбалку — пример точно будет негативным.

Ошибки допускают все родители, вы не одиноки! Процесс воспитания — один из самых сложных и ответственных, а роль родителя для вас — главная в жизни. Будьте хорошим примером, любите малыша, прислушивайтесь к нему, общайтесь, лучше тратьте на него больше внимания и времени, чем денег.

И извиняйтесь, если понимаете, что допустили грубость, ошиблись, незаслуженно наказали. Поверьте, извинения не снизят ваш авторитет, зато помогут наладить хорошие отношения с ребенком.

От года до лет

Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям

Ситуация: ребёнку исполнился год, и вдруг он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Кажется, он стал капризным.

Что происходит на самом деле: ребёнок просто перешёл в следующую фазу роста. Раньше для передвижения ему нужны были взрослые. Теперь ему год, и он пошёл сам. Но система защиты понимает, что маленькому человеку нужно знать, за какими взрослыми следовать, чтобы не попасть в беду. Поэтому у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров.

Ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.

Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого.

Чего не нужно делать: ломать эту установку, чтобы услужить окружающим. Требовать от ребёнка перестать капризничать, ругать или высмеивать за то, что он дичится других. Для ребёнка это неестественно и мучительно.

Что лучше сделать: позвольте малышу спрятаться лицом на вашей груди, успокойте его, дайте привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить: ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.

Чтобы ребёнок слушался, научите его доверять вам

Ситуация: вы идёте с двухлетним ребёнком по супермаркету. Нужно купить всё быстро, вы летите вдоль полок со списком в руке, как вдруг слышите плач. Оборачиваетесь и видите своего малыша, который отстал на пару метров и голосит на весь супермаркет. Попытка позвать его не приносит результата, ребёнок продолжает плакать. Он явно делает всё, чтобы продавцы сочли вас ужасным родителем.

Что происходит на самом деле: после года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания.

Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести. Поэтому на прогулке малыш может отвлечься на интересную травинку и отстать. Даже если это всего несколько метров, у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже.

Вся надежда на возвращение родителя. Сам детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит оставаться на месте и кричать.

Чего не нужно делать: кричать, чтобы ребёнок подошёл к вам, ругать его и угрожать, что уйдёте, а его оставите.

Что лучше сделать: подойдите и успокойте малыша, обнимите его. Готовность слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности. Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей.

????О чём ещё полезно знать родителям

«У всех дети как дети, а ты…». Типичные фразы родителей, которые нас ранят

Чему и как учиться в декрете, чтобы вернуться к работе было проще

Воспитание ребенка года особенности

Первый возрастной кризис по заключению специалистов – три года. В этот период детям свойственны капризы, желание покомандовать старшими или проявить иным способом свою индивидуальность.

Важно понимать – нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации зависят от возрастных особенностей развития и поведения. Какие советы дают психологи?

Методы воспитания и обучения ребенка 3 и 4 лет

Психология воспитания целая наука, но даже она не способна научить правильно воспитывать Ваших детей. Она является лишь основой, остальное подскажет сам малыш. Его нужно чувствовать и понимать, иначе можно лишь навредить.

Важно понимать – каждый малыш индивидуален и его невозможно привязать к одной единственной программе воспитания. Советы психолога — определить цели и задачи, изучить несколько программ и взять с каждой лишь самое важное, то, что действительно поможет сформировать гармоничную личность.

Вот самые распространенные хорошие книги, которые могут помочь вам более подробно ознакомиться с этой темой:

1. Зайцев. 2. Учимся понимать малыша – Сесиль Лупан. 3. Воспитываем каждую минуту – Л. Бреславский. 4. Здоровые и умные дети (интенсивное образование) – семья Никитиных (Елена и Борис). 5. Гуманная педагогика – Шалва Амонашвили.

Нельзя не учитывать и особенности семьи, к примеру, в семье военных у детей с малых лет воспитывают патриотическое настроение и определяют соответственные задачи, детям у которых нет отца, дают женское воспитание (мамы, бабушки) и т.д.

Советы психологии сводятся к главной истине — важно не упустить главное, учитывать личность и индивидуальность.

Воспитание самостоятельности у детей — советы психолога

Психологи отмечают две крайности, которые мешают детям полноценно развиваться – равнодушие и гиперопека. Результат — дети вырастают инфантильными, не способными к принятию самостоятельных решений, замкнутыми и с отсутствием каких-либо желаний и стремлений.

Во избежание таких проблем психологи дают следующие советы:

  • Поощрять их активность с первых лет жизни в плане самообслуживания и/или помощи родителям, или иных занятий.
  • Набраться терпения и ни в коем случае не критиковать, и уж тем более, не сравнивать с другими более успешными детьми.
  • Позволить самостоятельно принимать решения и быть готовыми к ответственности за них.
  • Позволить совершать собственные ошибки.
  • Не ограждать от всех неприятностей, к примеру, в песочнице или детском саду они часто конфликтуют. Не стоит ограждать от возможности адаптироваться в социуме, в котором впоследствии ему придется жить.
  • Позволяйте принимать участие в важных семейных вопросах, например, планирование выходных или семейных поездок.
  • Разрешить самостоятельно выбирать одежду.

Студенческие дети

Ничто человеческое студентам не чуждо — они ведь тоже люди. А потому, объединяясь в семьи порой уже на первых курсах, они обзаводятся ребёнком, а то и двумя-тремя. Как справляются молодые родители с бременем учёбы вкупе с ответственностью за маленькие жизни? Распространённое ли это явление. Чем отличаются студенческие дети от обычных?

Люди встречаются, влюбляются, женятся… и у них появляются дети. И раз у нас практически все молодые люди учатся в вузах или колледжах, то очень много детей рождаются вот в таких — студенческих семьях.

И наряду с большой радостью очень скоро молодые родители начинают испытывать большие трудности. Ещё бы — стипендии, даже если их две, позволяют с большим напряжением прокормиться двоим, а на троих её явно не хватает. Да и расходов на ребёнка достаточно много.

А ещё присоединяется фактор времени — когда ходить на занятия и учить уроки, если всё время нужно проводить с ребёнком?

Финансовая поддержка студентов с детьми

Студенческие семьи формально относятся к малоимущим, так как уровень их дохода обычно ограничен, даже если кто-то из молодых людей подрабатывает. Это, конечно, касается тех, кто учится на очных отделениях. Все студентки, родившие детей, имеют право на несколько видов выплат.

  • При ранней постановке на учёт по поводу беременности —  543 рубля 67 копеек единовременно. Выплата оформляется по месту учёбы.
  • По случаю рождения ребёнка — примерно 14,5 тысяч рублей единовременно. Если оба родителя студенты, получает один из них в отделении соцзащиты. Если один из родителей работает, то пособие оформляется на него и выплачивается по месту работы.
  • По беременности и родам — выплачивается по месту учёбы в размере назначенной стипендии из средств государственного бюджета единовременно;
  • По уходу за ребёнком до 1,5 лет — ежемесячно, до достижения малышом возраста полутора лет. Оформляется на того человека, кто непосредственно осуществляет уход за ребёнком.
  • по уходу за ребёнком до 3 лет — ежемесячно с 1,5 до 3 лет.

Дополнительные выплаты положены некоторым студенткам, попадающим в ту или иную льготную категорию и проживающих в одном из регионов России (есть ведь не только федеральные льготы, но и региональные).

Так, жёны военнослужащих срочной службы на сроке беременности более 180 дней получают выплату почти в 23 000 рублей (2015 год) — однократно, а затем ежемесячно до завершения отцом ребёнка срочной службы — пособие в размере чуть менее 10 000 рублей до достижения ребёнком возраста трёх лет. Оформляется выплата в отделении соцзащиты по месту жительства.

Широко известны дополнительные «лужковские» выплаты москвичкам. В других регионах размеры дополнительных выплат и их полный список нужно узнавать в отделении социальной защиты.

Куда деть ребёнка?

Параллельно с финансовым, решается второй вопрос: как совместить учёбу и воспитание ребёнка? Самыми популярными являются три способа.

Академический отпуск. Мама пропускает год учёбы и сама занимается воспитанием малыша. Плюсы:

  • сохраняется грудное вскармливание;
  • не прерывается контакт матери с ребёнком;
  • сохраняется семья.

Минусы:

  • получение диплома отодвигается на год;
  • приходится продолжать учёбу в другой группе;
  • если муж — однокурсник, то окончит вуз на год раньше и не исключено, что год придётся жить в разлуке.

«Подкинуть» ребёнка бабушкам. Хорошо, если они живут рядом. А если в другом городе? Плюсы:

Студенческие дети
  • ребёнок воспитывается родным человеком;
  • не нужно оплачивать няню;
  • не теряется год учёбы.

Минусы:

  • теряется грудное вскармливание;
  • теряется связь ребёнок-мама;
  • бабушкины методы воспитания могут значительно отличаться от ваших.

Воспользоваться услугами приходящей няни.  Плюсы:

  • мама покидает ребёнка только на время учёбы;
  • грудное вскармливание может быть сохранено;
  • не теряется год учёбы.

Минусы:

  • няне нужно платить деньги;
  • сложно совместить учёбу и уход за маленьким ребёнком.

Положен ли детям студентов детский сад?

Раньше дети учащихся матерей пользовались правом преимущественного поступления в детские сады. Сейчас эту льготу из федерального списка убрали. Регионы сами решают — вводить эту льготу или нет.

Есть ещё некоторые вузы, при которых имеются детские сады, в которые берут детей педагогов и студентов. Поэтому, при рождении малыша, узнайте в отделе образования, есть ли у вас льгота на поступление малыша в детский сад (ясли) и пишите заявление как можно раньше.

Зайдите и в деканат, поинтересуйтесь — есть ли возможность оформить детский сад от вуза.

Болезни детей студентов

Дети студентов болеют реже обычных детей. Этот факт объясняется тем, что родители — молодые здоровые люди, не обременённые грузом хронических заболеваний. Но от инфекций, таких как ОРВИ, ветрянка никто не застрахован, поэтому пропускать учёбу, возможно, придётся.

В случае болезни ребёнка, нужно немедленно обратиться к врачу для оформления справки (студентам выдаётся не больничный лист, а справка, которая, как и больничный, является документом строгой отчётности и без веских оснований или задним числом не выдаётся).

  Пропуски учёбы студенткой-мамой негативно сказываются на её успеваемости, поэтому сразу же нужно созваниваться с педагогами и договариваться об отработках пропущенных занятий. Возможно, одни педагоги согласятся зачесть рефераты, с другими придётся общаться и сдавать пропущенные занятия очно.

Общество относится к детям студентов положительно. Обычно малыши развитые и очень способные. Да и многие вузы даже идут навстречу молодым мамам, разрешая заниматься по индивидуальному графику, чтобы они имели возможность кормить ребёнка грудью в нужное время. Некоторые вузы выдают детям шуточные «дипломы» об окончании вуза вместе с мамой и папой.

Собрал аптечку

Естественно, мы не планировали, что наш ребенок будет болеть, но все же за месяц до родов я купил некоторые лекарства с долгим сроком годности. Собрать аптечку помогла книга Комаровского «Неотложная помощь. Справочник для родителей».

Вот какие лекарства я купил:

  • детский нурофен — обезболивающее и жаропонижающее средство;
  • банеоцин для заживления пупка;
  • глицериновые свечи — используются при запорах;
  • «Боботик» от колик.

Еще купил бинты, лейкопластыри, пинцет, перекись водорода, детские ножницы, три пипетки, контейнеры для сбора анализов мочи для мальчиков.

На все потратил меньше тысячи рублей. Зато сэкономил время и силы, чтобы экстренно не бежать ночью за жаропонижающим. Все, кроме бинтов, нам пригодилось.

Эту книгу я советую всем родителям. На «Озоне» она стоит 626 Р

Развитие ребенка по месяцам до года

› Дети от 0 до 1 года

Сегодня подробно рассмотрим развитие ребенка по месяцам до 1 года (12 месяцев), что должен уметь малыш (мальчики, девочки) на каждом этапе развития, когда  можно считать его навыки и умения соответствующими возрасту, а когда пора бить тревогу и бежать к врачу. Но читая статью помните — все дети индивидуальны, каждый развивается в своем темпе, так что то что для одного считается нормой, для другого нет.

В течение первого года жизни новорожденный из крохотного беспомощного младенца превращается в малыша, который уже может самостоятельно передвигаться, управляет своими ручками и осмысленно относится к окружающим его людям, предметам и явлениям

Родителям необходимо отслеживать постепенное развитие ребенка по месяцам до 1 года, что должен уметь каждый мальчик и девочка, указано в стандартных нормах роста, но не всегда соответствует действительности.

В целом же, это показатель физического роста и интеллектуальных способностей, поэтому важен каждый этап жизни маленького человека. Ниже мы вам предлагаем подробный календарь развития ребенка от рождения до года по месяцам — мальчиков и девочек.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: что должен уметь мальчик девочка

Быстрее всего, новорождённый малыш развивается в первый год, и к концу этого важного периода имеет множество впечатляющих достижений. Одновременно с тем, что он может ползать и ходить, существенно развивается его мозговая деятельность – это позволяет ему играть не только в ролевые, но и в более сложные, настольные игры. Кроме того, малыш произносит свои первые слова, знает своих родителей и родственников, способен проявлять настоящие взрослые эмоции.

Чтобы процесс освоения окружающего мира и собственных возможностей протекал успешно, папам и мамам нужно регулировать развитие ребенка до года по месяцам, занимаясь с ним обучением и полезными играми. Для этого надо знать основные параметры формирования детей, характерные для каждого месячного этапа.

Развитие ребенка по месяцам до года

Первый месяц

На протяжении 30 первых дней после появления на свет важной задачей детского организма является приспособление к новым условиям жизни. Сначала малыш избавляется от избыточной жидкости, а затем, адаптируясь к новому виду питания, начинает прибавлять в весе по 20-30 г за день.

Анатомо-физиологическое развитие

Перестройка организма, привычным для которого являлось осуществление всех функций внутри материнской утробы, приводит к следующим важным переменам:

в самостоятельном режиме начинает работать эндокринная система; ребенок учится дышать и лёгкие его расправляются; меняется состав крови и устанавливается более интенсивное кровоснабжение органов;

вследствие употребления молока матери, в организме формируются колонии полезных бактерий, формируется иммунная система и налаживается пищеварение.

К месяцу вес ребенка достигает 3,5-4,5 кг при росте 50-53 см.

Формирование психики и моторной функции

Осязательные, зрительные и слуховые органы малыша есть у него с рождения, и благодаря этому, развитие ребёнка в 1 месяц дополняется совершенствованием нервной системы и мозговых полушарий. В связи с этим, он может двигаться, сосать молоко, наклонять головку, сгибать ручки и ножки. Разумеется, такой активности способствуют и рефлексы, присутствующие у новорожденного.

Как развивать ребёнка в месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.