Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Восприятие формы и цвета детьми разного возраста

Восприятие мира детьми отличается от взрослого видения в первую очередь не отсутствием жизненного опыта, а необходимых навыков и знаний.

Методики для диагностики восприятия

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития восприятия следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. При анализе данных надо учитывать чрезвычайную пластичность процесса восприятия и его зависимость от воспитательных воздействий.

  • Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:
  • Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.
  • Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.
  • Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия цвета.

Материал: Приготовить девять цветных кружков диаметром 4-5 см (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный). Кружочки желательно наклеить на плотный картон и разрезать пополам. Подобрать картинки, соответствующие цветовой гамме кружков (например, красный помидор, оранжевая морковь, зеленый огурец, желтый лимон и т.п.)

Задание: Попросите ребенка разложить кружки под рисунком такого же цвета. Усложните задание, неправильно, разложив кружочки и, попросите исправить ошибки.

НАЙДИ ФОРМУ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы.

Материал: Приготовить пять геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник) одного цвета, средней величины

И т.д.

Все фигуры сделайте в двух экземплярах.

Задание: Смешайте все фигуры обоих комплектов и попросите ребенка разложить их парами, одинаковые фигуры вместе, и назвать их. Усложните задание, разложив фигуры неверно. Попросите исправить ошибку и наложить фигуры друг на друга так, чтобы нижнюю фигуру было не видно.

РАЗЛОЖИ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия величины.

Материал: Для ее проведения надо вырезать из картона и раскрасить пять предметов (матрешек, елочек, клоунов или т.п.) разного размера. Другой комплект – квадраты такого же размера, но разные по цвету.

Задание: Попросите ребенка разложить предметы в ряд по росту: сначала самый большой, потом поменьше. Затем закрыть предметы квадратиками таких же размеров.

Отметьте для себя как сравнивает ребенок размеры: на глаз, накладывает или прикладывает рядом, методом проб и ошибок или раскладывает сразу правильно и уверенно.

Это говорит о степени развития перцептивных действий.

СРАВНИ КАРТИНКИ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы и образов, на выявление способности ребенка соотносить их.

Материал: Таблица с изображением предметов, напоминающих по форме различные геометрические фигуры и набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Задание: Покажите ребенку пять геометрических фигур и назовите их. Предложите малышу посмотреть на картинки и найти предметы, похожие по форме на эти геометрические фигуры.

5. СОБЕРИ ОТКРЫТКУ:

Цель: Методика направлена на исследование уровня перцептивных действий и свойств образа восприятия: предметности, целостности, структурности, константности..

52; 2) Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./ Семаго Н.Я.

, Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001,

Материал: Необходимо подготовить образцы картинок и сами картинки, разрезанные на три разные части (вдоль рисунка, поперек него и по диагонали; другая – на четыре (см. приложение)

Задание: Предложите ребенку собрать картинки из разрезанных деталей по образцам. Сначала дайте картинку, разрезанную на три части, после успешного выполнения – разрезанную на четыре части.

Примечание: Можно замерять время собирания открытки и характер действий. Сенсорный уровень действий – если складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой либо признак.

Перцептивный уровень – если ориентируется на какой-нибудь признак размера, форму, цвет, но собирает с ошибками и пробами. Операциональный (умственный) уровеньперцептивных действий – если собирает сразу и быстро.

6. УЗНАЙ НА ОЩУПЬ:

Цель: Методика направлена на исследование особых свойств – целостности и предметности, восприятие формы.

53

Материал: Набор предметов: карандаш, ложка, шарик(мячик), рыбка, кисточка, катушка, пуговица, линейка, кубик, пирамидка.

Задание: Ребенку надо завязать глаза и поочередно давать в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь. Можно предметы положить в мешочек или коробочку и ощупывать одной рукой.

Следует наблюдать за особенностями движения рук и пальцев, отметить точность и скорость узнавания. Предметы должны быть знакомы ребенку.

Можно попросить его назвать качества предметов, спрашивая его: «Какой это предмет? А еще какой? Какая у него поверхность, форма? Что еще ты чувствуешь?»

7. ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ:

Цель: Методика направлена на определение восприятия времени.

54

  1. Материал: Список вопросов или картинок с изображением времени суток.
  2. Задание: Попросите ребенка ответить на вопросы (можно с предъявлением картинок):
  3. 1) Что дети делают ночью?
  4. 2) Когда делают зарядку?
  5. 3) Что делают днем?
  6. 4) Бывает ли ночью солнышко?
  7. 5) Как можно узнать утро?
  8. ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ:



Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

  • Развивающая среда. Предоставьте малышу для исследования предметы различных форм, цвета, фактуры. Старайтесь максимально разнообразить его жизнь, насытить его всевозможными знаниями о жизни и ее разносторонности.
  • Творческие занятия. Знакомьте кроху с многообразием способов изучения мира, дайте возможность самостоятельно создавать собственную реальность.
  • Разговаривайте. Значение слова в жизни ребенка невозможно переоценить. Не игнорируйте всевозможные почему, старайтесь рассказать обо всех вещах, интересующих малыша.
  • Совместное времяпровождение. Каждому ребенку важно знать, что он часть семьи. Старайтесь как можно больше времени проводить со своим крохой, устраивайте семейные выезды, прогулки, мероприятия. Особенно это важно для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
  • Игры. Дошкольники познают мир через игру. Младшие школьники во многом представляют мир через игровые понятия. Дайте возможность своему крохи узнать максимальное количество разнообразных интересных занятий. Через них малыш воспринимает максимальное количество информации. Если малыш наиграется в детстве вдоволь, во взрослой жизни ему будет легче.

Восприятие малышом окружающего мира – важное, дарованное природой умение. В ваших силах помочь крохе осознать, узнать, понять множество нужных вещей и умений. Позвольте ребенку ощущать, воспринимать и осознавать каждое мгновение своей жизни.

Особенности восприятие детьми музыки

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в котором переплетены красота созвучий и сенсорные ощущения музыкальных звуков. Музыка рождает живые ассоциации, связывающие накопленный жизненный опыт, фантазию и происходящие в данный момент события. Восприятие детьми музыки зависит во многом от семейного воспитания и социальной среды. Если ребенка с детства окружает гармоничная музыка, его музыкальные образы будут яркими, а реакция достаточно оживленной.

Восприятие музыки некоторыми детьми в силу заложенных особенностей происходит естественно, но в большинстве случаев необходимо развивать способность слышать мелодию и гармонию, что происходит благодаря активации музыкального мышления.

Для развития музыкального вкуса в детских садах и школах обычно используется вокальная и инструментальная музыка. При этом маленьким детям наиболее близка и понятна вокальная форма звучания. Инструментальная музыка более сложна для восприятия, но через нее дети могут познать мир художественных образов. Знакомство с музыкой предусматривает ее целостное восприятие. Оно включает и осмысление настроения, и характеристику отдельных художественных приемов.

Развитие восприятия детьми музыки направлено на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения и вкусов ребенка. Это необходимо для формирования основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Эмоциональная отзывчивость детей на музыку тесно связана с развитием эмоционального фона и воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, сопереживание и доброта.

Многие педагоги считают, что прививать любовь к музыке необходимо с учетом особенностей восприятия у детей звукового ряда. Лучше всего развитию интереса к музыке способствует пение определенных тем музыкального произведения. Такие занятия также обогащают «интонационный словарь» детей, расширяют возможности музыкального восприятия и вырабатывают умение различать музыкальные направления и стили.

В работе с маленькими детьми по развитию музыкального восприятия довольно часто прослушивание пьесы сопровождается различными действиями – танцевальными движениями, маршировкой или похлопыванием в такт. Также развитию музыкальных особенностей восприятия у детей способствуют наглядно-зрительные представления о музыкальном произведении, для чего можно использовать рисунки или визуальный ряд. Для закрепления визуальных образов можно проводить дидактические игры, связанные с воспроизведением средств музыкальной выразительности – ритма, высоты звуков, тембра, динамики.

Введение в мир музыки на ранних этапах развития должно обязательно проходить с учетом особенностей восприятия у детей и быть направлено на помощь в понимании ее содержания и богатства музыкальных средств. Для этого необходимо:

  • Подбирать музыкальный репертуар с учетом возраста и особенностей развития;
  • Использовать в работе пение, музыкальные движения, игру в оркестре, дирижирование;
  • Сочетать музыкальные занятия с изучением других видов искусства.

Итогом музыкальных занятий должно быть формирование у детей культуры слушания, развитие слуховой наблюдательности, эмоционального сопереживания и памяти.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

Развить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструмент

Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука. Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео: