Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Возрастные кризисы от 0 до 18: причины, помогаем детям пережить стресс

В этой связи понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется и для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Роль родителей в переживании ребенком подросткового кризиса

Первоочередная задача, стоящая перед родителями – понять и принять изменения, происходящие в подростке. Зачастую, родителей пугают происходящие с ребенком изменения, что приводит к попыткам установить за подростком жесткий контроль. Но результатам такого контроля будет усугубление кризисных проявлений и попытка дистанцироваться от непонимающих родителей. Очень важно согласиться, что происходящее с ребенком – естественный процесс его развития, это нормально.

Второй важнейшей задачей является удовлетворение потребности ребенка в любви, принятии и поддержке. В этом возрасте ребенок очень уязвим, ему важно знать, что есть люди, которые любят и принимают его таким, какой он есть. Не стесняйтесь открыто выражать любовь к своему ребенку.

Третья задача, стоящая перед родителями на данном этапе развития ребенка – построение доверительных отношений с подростком. Ни в коем случае не стоит осуждать вкусы и взгляды ребенка. Конечно, многие его суждения о мире достаточно наивны и чересчур непостоянны, но Вы должны отнестись к ним с уважением, признать право ребенка на свое мнение. Выслушайте, поддержите, проявите интерес к его взглядам. Подросток должен быть уверен, что дома его всегда поймут и поддержат. Именно тогда Вы будете первым человеком, который узнает обо всех важных событиях, происходящих в жизни Вашего ребенка.

Четвертой важнейшей задачей является помощь родителей в обретении ребенком зрелой самостоятельности. Сложность этого периода состоит в том, что подросток хочет больше самостоятельности, ощущая себя достаточно взрослым и зрелым, но забывает при этом об обратной стороне свободы – ответственности за свои поступки. Поэтому родителям важно показать ребенку, что получая свободу, он автоматически становится ответственным за свои поступки и принятые решения.

Также, сложным вопросом является момент контроля действий ребенка. Любые попытки ограничений воспринимаются враждебно, ребенок закрывается, дистанцируется. Безусловно, контроль должен быть, но здесь важно не просто запрещать, наказывать и ставить определенные необоснованные табу, а все-таки объяснять ребенку причины своих действий. Цель контроля не ограничить ребенка, а позаботиться о нем и помочь не совершить серьезных ошибок.

Кризис лет

В три года родители должны помочь ребёнку преодолеть этот возрастной порог – период, когда личность перестраивается, и ребёнок может изменить свои взгляды на мир. Порой он становится для родителей непонятным, а поступки его делаются непредсказуемыми.

Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

Специфика подросткового возраста

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Как родителям вести себя в кризисный период?

Советы, которые помогут наладить общение с ребенком и постепенно преодолеть проявления кризиса Сохраняйте спокойствие.Соблюдайте режим дня.Пресекайте попытки манипулировать вами.Отделяйте ребенка от его поведенияНаучите слову «нельзя».Установите четкие правила.Выполняйте свои обещанияЗанимайте ребенка.Предлагайте «выбор без выбора».ОтвлекайтеПресекайте истерики.Выработайте четкую тактику поведенияДемонстрируйте свои эмоции и называйте их словами.Уважайте стремление к самостоятельностиСпрашивайте совета и просите о помощинезначительных делахХвалите ребенка и говорите о ребенке хорошо в его присутствии. Используйте куклы перчаткиДайте возможность ребенку выплеснуть эмоции

Особенности и характеристика подросткового кризиса

Особенности подросткового кризиса сводятся к тому, что появляется много психических новообразований, функционирующих изначально на грубом примитивном уровне, что не помогает лучше решать поставленные задачи, а только нагружает эмоциональные переживания.

Максимализм свойственный подросткам исходит из особенностей жесткой логики, требующей чётких ответов, максимально быстрых решений. Это связано с тем, что уже появляется критическое мышление, возможность анализировать и думать самостоятельно, но при этом не сформирована нюанонсированность. Мир уже может получать внутреннюю оценку, но она будет топорна и однозначна, причём такие же жёсткие критерии применяются и к собственной личности.

Происходит открытие себя как личности, становятся интересны собственные переживания, и они получают значимость. Если раньше всё строилось вокруг комментариев взрослых и даже свои чувства лучше интерпретировались под их комментариями, то теперь внешний мир становится лишь дополнением, а главный смысл получает внутренний. Отсюда появляются поиски смысла жизни, многих начинают интересовать вопросы религии и смерти, потустороннего – это всё попытки самоопределения и постановки смыслов и целей существования.

Особенности и характеристика подросткового кризиса

Своё собственное существование напрямую соотносится с представлением о групповом мы. Данная уверенность граничит рядом с пониманием полнейшего одиночества, которое попеременно становится всё более ощутимым, чем причастность к определённой группе. Различия с теми с кем казалось, есть единство во всём, присутствие споров среди той группы, где взаимопонимание ставится во главу угла, являются сильными фрустирующими факторами для психики.

Также глобально одиночество может наступать вследствие переоценки своих возможностей. Это происходит на фоне того, что силы человека возрастают, он понимает, что может решать часть вопросов самостоятельно, не завися от взрослых, может обходиться без постоянной поддержки, и поскольку это происходит впервые в жизни, возникает ощущение своего всемогущества (точно так же детям родители кажутся божествами, могущими всё). Конечность сил и невозможность преодолеть реальные обстоятельства толкает в яму комплексов, разочарования и отчуждения.

Риски

К основным рискам юношеского возраста относится:

Риски
  • неверное профессиональное самоопределение или провал вступительных экзаменов, как следствие – утраченное время и силы, нежелание учиться и работать, эмоциональное выгорание, переживание крушения надежд и необходимости нового профессионального определения;
  • девиации как неадекватный способ самовыражения и самоактуализации (агрессивность, развязность, эксцентричность, вызывающее поведение и внешний вид);
  • сложности адаптации к новому учебному заведению и самоконтролю, самостоятельному планированию режима дня;
  • фрустрация в вопросах смысла жизни и выбора профессии (ожидание и реальность).

Неспособные справиться с кризисом юноши уходят в алкоголизм и наркоманию или выбирают другой вариант избегания реальности. Неадекватный поиск себя и отстаивание своей индивидуальности выливается в асоциальные группы или деструктивные молодежные субкультуры, протестующие относительно серости и однообразия, обезличенности и массовости взрослой жизни.

Когда заканчивается подростковый период

Невозможно точно предугадать, когда у Вашего ребенка закончится подростковый возраст. Одни подростки созревают рано, другие запаздывают.

К тому же, так как девочки опережают мальчиков по развитию их созревание происходит менее интенсивно и заканчивается на год-два раньше, чем у мальчиков.

В среднем, переходный период проявляется у девочек с 11 до 16 лет, а у мальчиков с 12 до 18 лет. Примерно, он длится 3-4 года.

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Если Вы подойдете к решению проблем правильно, то сможете пройти этот период практически незаметно. Запомните, что взаимопонимание — это залог счастливой семьи!