Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков
Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:
Каждая из нас примерно представляет, что с годами происходит с кожей:
она становится блеклой, тусклой, приобретает сероватый оттенок;
ослабляются ее защитные свойства;
появляются морщины;
Первые признаки старения: когда покупать первый антивозрастной крем
обнаруживается дефицит влаги и питательных веществ;
теряются тонус, плотность и эластичность;
восстановление после повреждений происходит медленнее;
появляются темные пятна;
«плывет» овал лица.
Старение — неизбежный процесс, но его можно максимально отсрочить!
А в каком настроении вы встретите первые морщины? Ответьте на вопросы нашего теста, чтобы это узнать.
Определение 2
Младший дошкольный возраст – это возрастной этап развития, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.
В это время происходит развитие важных психических процессов организма, что сопровождается проявлением «кризисных моментов». Ребенок начинает проявлять активную самостоятельность, упорство, характер, выражать потребность в том, чтобы с ним считались, требовать своего. Это обусловлено тем, что ребенок развивается и его самостоятельность тоже. Ему необходимо предоставить больше свободы действий и проявлять терпимость к его требованиям и желаниям.
Особенностями развития психических функций организма младшего дошкольника являются следующие:
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Рисунок 1. Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В три года ребенок продолжает постигать мир посредством предметной деятельности. Но малыш уже знает, что действия приводят к результату, и его начинает интересовать результат собственных стараний. У него уже есть достижения. Ознакомьтесь Что должен уметь ребенок в 3 года.
В младшем дошкольном возрасте у детей ярко проявляется стремление жить такой же жизнью, как и взрослые люди. По этой причине ребенок пытается повторять действия старших братьев и сестер, участвовать в том, что делает мама. А с каким удовольствием малыш рулит или стучит молотком, как папа!
Следует внимательно отнестись к попыткам дошкольника приобщиться к делам взрослого. Именно в это время закладываются предпосылки трудовой деятельности детей. Их нужно поощрять.
Игровая деятельность выходит на первый план и ведет за собой развитие младшего дошкольника. Наступает сюжетно-отобразительный этап игры. Дети кормят кукол, повторяя действия мамы; «слушают» условного пациента, как неоднократно видели в детской поликлинике; «забивают гвозди», демонстрируя характерные движения.
Младшие дошкольники предпочитают два вида игр:
Сюжеты игр, по большей части, бытовые и самые распространенные профессиональные. Сюжет не планируется, а возникает стихийно, подсказывается ребенку окружающей обстановкой. Причем, если младший дошкольник берет роль профессионального плана, ему непременно нужны атрибуты. Малышу легче играть роль повара, если у него подобие колпака на голове, роль врача, если он нарядился в халат. Следует отметить, что без этих предметов-атрибутов легко обходятся старшие дошкольники.
Дети младшего дошкольного возраста уже начинают проявлять интерес к сверстникам как к личностям, а не случайным партнерам по игре. Возникает игровое взаимодействие. Малыши разговаривают друг с другом. Правда, в младшем возрасте их «беседы» ограничиваются тем, чтобы сообщить о своих игрушках: «Это моя машина», «Мне мама купила новую куклу» и пр.
В 4 года дети проявляют готовность участвовать в игре со сверстником – вместе загружать кузов машины песком, совместно расставлять «посуду» для кормления кукол, подавать детали для постройки башенки и пр.
Постепенно приобретают разнообразие сюжетные игры дошкольников, и возрастает длительность совместного времяпрепровождения. Но даже, если дети играют в одну и ту же игру, это приносит пользу, так как они постигают смысл человеческих отношений.
Что касается подвижных игр, то в младшем дошкольном возрасте держат первенство прятки. Детям понятно правило, что по сигналу им нужно немного убежать и найти укромное местечко. Разумеется, в эту игру им больше нравится играть с взрослым, который делает вид, что долго не может найти затаившегося малыша.
Развитие младших дошкольников приводит к первым продуктам их деятельности. Детки уже владеют карандашом, следовательно, способны нарисовать кое-какой рисунок. Также умеют делать простенькие постройки из кубиков и других конструктивных деталей.
В изобразительной деятельности дети 3-4 лет не только рисуют каракули, но и видят в них определенные образы. У них уже не просто хаотичные круги – а солнышко, не кривые черточки – а забор.
Психологические особенности младшего дошкольного возраста проявляются и в том, что дети не соотносят пространство реальное и изображаемое. Лист для рисования для малыша не имеет ограничений. Расчертив своими каракулями хаотично весь лист, ребенок автоматически продолжает рисовать за его пределами – на столе, на полу.
Значительный рывок в развитии изобразительных навыков дети делают к среднему дошкольному возрасту. Они обучаются рисованию человечков, у которых есть голова, туловище и руки-ноги в виде палочек. Получается рисовать домики, упрощенные деревья, цветы и другие схематические изображения.
Детское конструирование в 4 года близко к изобразительной деятельности: поставив друг на дружку несколько кубиков, дети дают конструкции название. Не важно, что не наблюдается никакого сходства с реальным образом. Главное то, что ребенок осознает расположение составляющих, учится обеспечивать устойчивость своих конструкций, на практике осваивает форму и величину деталей.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со становлением аналитического, образного мышления и пониманием основных механизмов социального взаимодействия. Этот период важен тем, что в нем происходит выход малыша из игрового пространства, где он выполнял роль режиссера и игрока, и погружение в пространство познавательное, где от него требуется концентрация внимания и персональная ответственность.
В 6 лет у ребенка уже сложился образ собственной личности, появились представления о своей половой принадлежности. Рисунки 6-7-летних мальчиков и девочек легко различить по сюжетам, цветам и деталям.
Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать предметы по форме и целям назначения, могут находить общие черты различных объектов, комментировать и оценивать действия других детей.
При правильном воспитании можно развить у малыша способность к анализу собственных действий, умение различать плохие и хорошие поступки не только номинально, но и по причине результатов, к которым они приводят. Например, в 6 лет человек уже способен понять, что брать без разрешения чужие вещи плохо не потому, что так сказал взрослый, а потому, что эти вещи принадлежат другому человеку, и если кто-то возьмет его личные вещи, ему тоже будет неприятно. В возрасте 6-7-ми лет с детьми можно проводить работу воспитательного характера, пояснять связь причины и следствия через сравнения и ассоциации.
Возможно успешное развитие творческих способностей: запись в изобразительные, театральные кружки, в танцевальные студии, знакомство с компьютером. Всестороннее развитие ребенка способствует его приобщению к дальнейшей школьной жизни, разовьет в нем интерес к знаниям и чувство собственной значимости.
Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к ответственной жизни. В этот период дети должны овладеть навыками письма, научиться читать и структурно формировать краткую монологическую или диалогическую речь. К 7-ми годам завершается формирование речевого центра, язык становится основным средством общения, мышления и познания ребенка. Словарный запас к 7-ми годам составляет от 2500 до 3000 слов.
НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
2-6 мес.Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.
6-12 мес.Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.
); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
3-6 мес.Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); садится (6 мес.); хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)
6-12 мес.Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.
); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); манипулирует 2-3 предметами (8 мес.
); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.
); вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
3-6 мес.Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес.Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
0-6 мес.Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); поворачивается на звук (с 6 мес.); Фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.
); смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); захватывает предмет (5-5,5 мес.); локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.
); занимается с игрушкой (5-6 мес.).
6-12 мес.
Особенности подросткового возраста сводятся к 5 основным изменениям в теле и состоянии:
Особенности человека в подростковом возрасте сводятся к ряду физиологических изменений, таких как:
Психология подросткового возраста включает в себя определенные модели поведения, свойственные подросткам: