Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

Влияние возраста на состояние кожи лица и тела

Каждая из нас примерно представляет, что с годами происходит с кожей:

  • она становится блеклой, тусклой, приобретает сероватый оттенок;

  • ослабляются ее защитные свойства;

  • появляются морщины;

    Первые признаки старения: когда покупать первый антивозрастной крем

  • обнаруживается дефицит влаги и питательных веществ;

  • теряются тонус, плотность и эластичность;

  • восстановление после повреждений происходит медленнее;

  • появляются темные пятна;

  • «плывет» овал лица.

Старение — неизбежный процесс, но его можно максимально отсрочить!

А в каком настроении вы встретите первые морщины? Ответьте на вопросы нашего теста, чтобы это узнать.

Особенности развития младшего дошкольника

Определение 2

Младший дошкольный возраст – это возрастной этап развития, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.

В это время происходит развитие важных психических процессов организма, что сопровождается проявлением «кризисных моментов». Ребенок начинает проявлять активную самостоятельность, упорство, характер, выражать потребность в том, чтобы с ним считались, требовать своего. Это обусловлено тем, что ребенок развивается и его самостоятельность тоже. Ему необходимо предоставить больше свободы действий и проявлять терпимость к его требованиям и желаниям.

Особенностями развития психических функций организма младшего дошкольника являются следующие:

  1. Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью и проявлением устойчивости только в случае интереса к чему-то.
  2. Память. Она характеризуется непроизвольностью, непосредственностью и наличием эмоционального окраса. В памяти младшего дошкольника сохраняется только та информация, которая ему интересна, запоминание которой не требовало приложения усилий.
  3. Представления. Они формируются на основании наглядного восприятия. Ребенок получает представление об объектах окружающего мира, их особенностях, функционировании, только если он видит сам, как все это происходит.
  4. Мышление. Оно имеет наглядно-действенный характер. Ребенок совершает с предметами разнообразные действия, получая опыт деятельности. Условия совершения действия с их целевым назначением соотносятся с сознанием ребенка. Это развивает его мыслительную работу, активизирует мыслительные операции.
  5. Речь. Происходит формирование связной речи. Речь ребенка приобретает более точный и четкий характер, расширяется словарный запас.
  6. Познание. Познание в этом возрасте связано с изучением непосредственных объектов и процессов, которые окружают ребенка. Ему интересно познать то, что рядом, изучить его устройство и свойства. Способом изучения выступает процесс конструирования, проведения реальных экспериментов, т.е. все нужно попробовать на вкус, испытать в действии.
  7. Коммуникативные связи. Интерес к общению только начинает проявляться, но он слабо выражен. Коммуникации со сверстниками не особенно интересны ребенка этого возраста.
  8. Игровая деятельность. Она проявляется в выполнении действий с игрушками и игре со взрослыми.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Рисунок 1. Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Освоение видов деятельности младшими дошкольниками

В три года ребенок продолжает постигать мир посредством предметной деятельности. Но малыш уже знает, что действия приводят к результату, и его начинает интересовать результат собственных стараний. У него уже есть достижения. Ознакомьтесь Что должен уметь ребенок в 3 года.

В младшем дошкольном возрасте у детей ярко проявляется стремление жить такой же жизнью, как и взрослые люди. По этой причине ребенок пытается повторять действия старших братьев и сестер, участвовать в том, что делает мама. А с каким удовольствием малыш рулит или стучит молотком, как папа!

Следует внимательно отнестись к попыткам дошкольника приобщиться к делам взрослого. Именно в это время закладываются предпосылки трудовой деятельности детей. Их нужно поощрять.

Развитие игры в младшем дошкольном возрасте

Игровая деятельность выходит на первый план и ведет за собой развитие младшего дошкольника. Наступает сюжетно-отобразительный этап игры. Дети кормят кукол, повторяя действия мамы; «слушают» условного пациента, как неоднократно видели в детской поликлинике; «забивают гвозди», демонстрируя характерные движения.

Освоение видов деятельности младшими дошкольниками

Младшие дошкольники предпочитают два вида игр:

  • Сюжетные с хорошо знакомыми действиями
  • Подвижные с простыми и понятными правилами

Сюжеты игр, по большей части, бытовые и самые распространенные профессиональные. Сюжет не планируется, а возникает стихийно, подсказывается ребенку окружающей обстановкой. Причем, если младший дошкольник берет роль профессионального плана, ему непременно нужны атрибуты. Малышу легче играть роль повара, если у него подобие колпака на голове, роль врача, если он нарядился в халат. Следует отметить, что без этих предметов-атрибутов легко обходятся старшие дошкольники.

Дети младшего дошкольного возраста уже начинают проявлять интерес к сверстникам как к личностям, а не случайным партнерам по игре. Возникает игровое взаимодействие. Малыши разговаривают друг с другом. Правда, в младшем возрасте их «беседы» ограничиваются тем, чтобы сообщить о своих игрушках: «Это моя машина», «Мне мама купила новую куклу» и пр.

В 4 года дети проявляют готовность участвовать в игре со сверстником – вместе загружать кузов машины песком, совместно расставлять «посуду» для кормления кукол, подавать детали для постройки башенки и пр.

Постепенно приобретают разнообразие сюжетные игры дошкольников, и возрастает длительность совместного времяпрепровождения. Но даже, если дети играют в одну и ту же игру, это приносит пользу, так как они постигают смысл человеческих отношений.

Что касается подвижных игр, то в младшем дошкольном возрасте держат первенство прятки. Детям понятно правило, что по сигналу им нужно немного убежать и найти укромное местечко. Разумеется, в эту игру им больше нравится играть с взрослым, который делает вид, что долго не может найти затаившегося малыша.

Особенности развития продуктивной деятельности

Развитие младших дошкольников приводит к первым продуктам их деятельности. Детки уже владеют карандашом, следовательно, способны нарисовать кое-какой рисунок. Также умеют делать простенькие постройки из кубиков и других конструктивных деталей.

Освоение видов деятельности младшими дошкольниками

В изобразительной деятельности дети 3-4 лет не только рисуют каракули, но и видят в них определенные образы. У них уже не просто хаотичные круги – а солнышко, не кривые черточки – а забор.

Психологические особенности младшего дошкольного возраста проявляются и в том, что дети не соотносят пространство реальное и изображаемое. Лист для рисования для малыша не имеет ограничений. Расчертив своими каракулями хаотично весь лист, ребенок автоматически продолжает рисовать за его пределами – на столе, на полу.

Значительный рывок в развитии изобразительных навыков дети делают к среднему дошкольному возрасту. Они обучаются рисованию человечков, у которых есть голова, туловище и руки-ноги в виде палочек. Получается рисовать домики, упрощенные деревья, цветы и другие схематические изображения.

Детское конструирование в 4 года близко к изобразительной деятельности: поставив друг на дружку несколько кубиков, дети дают конструкции название. Не важно, что не наблюдается никакого сходства с реальным образом. Главное то, что ребенок осознает расположение составляющих, учится обеспечивать устойчивость своих конструкций, на практике осваивает форму и величину деталей.

Черты психики детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста связаны со становлением аналитического, образного мышления и пониманием основных механизмов социального взаимодействия. Этот период важен тем, что в нем происходит выход малыша из игрового пространства, где он выполнял роль режиссера и игрока, и погружение в пространство познавательное, где от него требуется концентрация внимания и персональная ответственность.

В 6 лет у ребенка уже сложился образ собственной личности, появились представления о своей половой принадлежности. Рисунки 6-7-летних мальчиков и девочек легко различить по сюжетам, цветам и деталям.

Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать предметы по форме и целям назначения, могут находить общие черты различных объектов, комментировать и оценивать действия других детей.

Черты психики детей старшего дошкольного возраста

При правильном воспитании можно развить у малыша способность к анализу собственных действий, умение различать плохие и хорошие поступки не только номинально, но и по причине результатов, к которым они приводят. Например, в 6 лет человек уже способен понять, что брать без разрешения чужие вещи плохо не потому, что так сказал взрослый, а потому, что эти вещи принадлежат другому человеку, и если кто-то возьмет его личные вещи, ему тоже будет неприятно. В возрасте 6-7-ми лет с детьми можно проводить работу воспитательного характера, пояснять связь причины и следствия через сравнения и ассоциации.

Возможно успешное развитие творческих способностей: запись в изобразительные, театральные кружки, в танцевальные студии, знакомство с компьютером. Всестороннее развитие ребенка способствует его приобщению к дальнейшей школьной жизни, разовьет в нем интерес к знаниям и чувство собственной значимости.

Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к ответственной жизни. В этот период дети должны овладеть навыками письма, научиться читать и структурно формировать краткую монологическую или диалогическую речь. К 7-ми годам завершается формирование речевого центра, язык становится основным средством общения, мышления и познания ребенка. Словарный запас к 7-ми годам составляет от 2500 до 3000 слов.

Возрастные нормы развития ребёнка от до лет — КЕНГУРУМ | детская спортивная школа

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

2-6 мес.Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес.Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует «своих» и «чужих». Игровой контакт со взрослым. Лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.

); голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

3-6 мес.Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.); приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.); садится (6 мес.); хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.); держит в каждой руке по предмету (6 мес.)

6-12 мес.Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.); встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.

); стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.); уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.); перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.); манипулирует 2-3 предметами (8 мес.

); берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.); вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.). выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.

); вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.).

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

3-6 мес.Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6-12 мес.Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

0-6 мес.Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.); локализует звук в пространстве (с 4 мес.); адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется (5 мес.); поворачивается на звук (с 6 мес.); Фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.

); смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.); тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.); захватывает предмет (5-5,5 мес.); локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.

); занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес.

Каковы особенности подросткового возраста?

Особенности подросткового возраста сводятся к 5 основным изменениям в теле и состоянии:

  • частая и резкая смена настроения;
  • чувство ответственности и взрослости;
  • интерес к противоположному полу;
  • утомляемость, усталость и апатия;
  • физиологические изменения, связанные с половым созреванием.

Физиологические особенности подросткового возраста

Особенности человека в подростковом возрасте сводятся к ряду физиологических изменений, таких как:

  • активный рост;
  • перестройка работы внутренних органов: деятельности гипофиза, увеличение темпа роста мышечной системы, ускорение обмена веществ;
  • активные половые гормоны;
  • появление сексуального желания;
  • повышенная утомляемость, мигрени, скачки давления;
  • потеря концентрации внимания.
Каковы особенности подросткового возраста?

Психологические особенности подросткового возраста

Психология подросткового возраста включает в себя определенные модели поведения, свойственные подросткам:

  • проявление сильного беспокойства о физических аспектах своей внешности, одежды и образа в целом;
  • попадание под чужое влияние (чаще всего сверстников с определенной репутацией в коллективе);
  • сепарация от родителей;
  • излишняя раздражительность;
  • отсутствие стрессоустойчивости и эмоциональный срывы из-за школы;
  • расстройство пищевого поведения;
  • депрессия, резкое снижение успеваемости в школе, употребление алкогольных напитков или наркотиков;
  • неразборчивые сексуальные связи.