Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Всё в моей голове: воображение у детей и взрослых


Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка.

Различают несколько видов воображения:

1. Вос­со­зда­ю­щее — это пред­став­ле­ние обра­зов по зара­нее состав­лен­ному опи­са­нию, напри­мер при чте­нии книг, сти­хов, нот, чер­те­жей, мате­ма­ти­че­ских зна­ков. Иначе этот вид вооб­ра­же­ния назы­вают репро­дук­тив­ным, вос­про­из­во­дя­щим, вспоминающим.

2. Твор­че­ское — это само­сто­я­тель­ное созда­ние новых обра­зов по соб­ствен­ному замыслу. Дети это назы­вают “из головы”. Именно этот вид вооб­ра­же­ния будет пред­ме­том нашего изу­че­ния и раз­ви­тия у детей.

3. Неуправ­ля­е­мое — это то, что назы­вают “буй­ной фан­та­зией”, несу­раз­но­стью, набо­ром несвя­зан­ных нелепиц.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Введение

Дошкольное детство – это возраст первичной социализации индивида, первоначального становления личности ребенка.

В эти годы ребенок, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к явлениям окружающей действительности, складывается характер, ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Особая роль в развитии детей в период дошкольного детства принадлежит игре. Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок воспроизводит то, что ему близко и интересно из окружающей предметной и социальной жизни.

Сюжетно-ролевая игра требует от ребенка хорошо развитого воображения, которое выводит его за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Именно воображение лежит в основе проявления дошкольником игрового творчества.

Цель работы – определение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект работы – развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы – сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • – Изучить психолого-педагогические аспекты развития воображения в дошкольном возрасте;
  • – Изучить особенности развития воображения старших дошкольников;
  • – Подобрать и проанализировать сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста;
  • – Изучить влияние сюжетно-ролевой игры на развитие воображения старших дошкольников.

Гипотеза – сюжетно-ролевая игра влияет на развитие воображение детей старшего дошкольного возраста.

Как стимулировать творчество у дошкольников?

Чтобы стимулировать развитие творческого мышление у дошкольника нужно создать максимально комфортные условия для него. Под ними подразумевается:

  • ранее физические развитие;
  • создание хорошей творческой обстановки;
  • постепенное усложнение поставленных перед ребенком задач;
  • самостоятельный выбор деятельности.

Физические занятия с первых месяцев жизни ребенка способствуют его более раннему развитию. Важно, чтобы ребенок постоянно находился в комфортной ему атмосфере, которая побуждала бы его заниматься творчеством. Например, малышу можно предложить играть с кубиками, на которых написаны цифры или буквы.

ВАЖНО. Во время развития творческих способностей дошкольника нужно постоянно поднимать планку, давать ему новые задания.

У детей процесс познания окружающего мира происходит очень быстро. Важно давать возможность самостоятельно принимать определенные решения и устранять незначительные проблемы. Например, если игрушка закатилась на диван, то не стоит спешить ее доставать. Ребенок может попытаться самостоятельно придумать решение этой проблемы.

ВАЖНО. Малыш должен сам выбирать, чем ему интересно заниматься.

Если определенная деятельность вызывает у него интерес и эмоциональный подъем, то нужно дать ему возможность развиваться в этом направлении.

В противном случае, выполняя не интересующую его активность, малыш чувствует интеллектуальное перенапряжение, что приводит к переутомлению.

Помощь взрослого в развитии творческого мышление должна быть максимально разумной и ненавязчивой.

Свобода выбора не в коем случае не должна стать вседозволенностью.

Комфортный психологический климат — залог развития творческого мышления. Родитель должен стимулировать ребенка к занятию творчеством, но не осуждать за неудачи. Какими бы странными не были идеи детей, их необходимо поддерживать и направлять в правильное русло.

Игры на развитие воображения детей лет

Почему важно развивать детское воображение

  1. Именно хорошо развитая фантазия во многом двигает технический прогресс вперед. Если у человека хорошо развито воображение, то он способен совершить открытие в любой области науки!
  2. Развитое воображение помогает деткам хорошо учиться в школе.
  3. Воображение помогает ребенку учиться сопереживать.
  4. Хорошо развитое детское воображение помогает ребенку искать способы разрешения  сложившихся ситуаций.

 Игры на развитие воображения детей 5 лет

 Игра «Невероятности»

  • Сочиняйте с ребенком невероятную историю, где все перевернуто вверх дном. Не ограничивайте ни в чем малыша. Возможно, вы захотите записать получившуюся историю: это можно сделать с помощью диктофона или просто записывать сказку по ходу ее развития.
  •  Найдите в Интернете или нарисуйте сами картинки, где художник как бы ошибается и рисует человека на поводке у собаки. Помимо воображения такое упражнение развивает внимательность.

 Игра «Что я вижу»

Заранее подготовьте наклеенные на плотный картон картинки, вырезки из журналов, необычные фотографии. Раздайте получившиеся карточки всем участникам игры (должно быть не менее двух участников) в произвольном порядке и по очереди сочиняйте мини-истории по тем карточкам, которые выпадают.

 Игра «Гениальный художник»

Подготовьте листы бумаги и разноцветные карандаши. По очереди рисуйте детали будущей гениальной картины. Каждый участник дорисовывает друг за другом рисунок. Можете складывать получившиеся шедевры в отдельную папку для детского веселого портфолио.

 Игра «Веселая лепка»

Правила этой игры не знают рамок и границ. Задача ребенка – лепить из пластилина или соленого фигурки персонажей, животных, растения. Лепка прекрасно развивает моторику ручек.

Игры на развитие воображения детей 6 лет

Игра «Загадочные окна»

Эта игра хорошо подходит для темного времени суток. Предложите ребенку посмотреть только на те окна соседних домов, где горит свет и спросите, складывается ли какой-то общий узор. Подключайте свою фантазию и создавайте целую историю одного дома.

Игра «Белогривые лошадки»

Эта игра похожа на «Загадочные окна», только подходит она для дневного времени. Теперь вы можете обратить внимание на плывущие облака: спросите ребенка, на что похоже то или иное облако. Такая игра обычно затягивает малышей надолго.

Игра «Робинзон Крузо»

Представьте, что вы попали на необитаемый остров (в роли друзей могут выступать игрушки). Вам нужно распланировать жизнь на острове: как построить дом, чем питаться. Поговорите о том, кого вы можете повстречать, какая опасность может грозить, как себя защитить.

 Игра «Польза»

Выберите любой предмет из окружения и попросите ребенка придумать все возможные ситуации, где предмет может пригодиться. Это могут даже самые фантастические случаи.

 Игры на развитие воображения детей 7 лет

 Игра «Сложи из камней»

Для этой игры вам понадобится гладкие камушки. Предложите ребенку сложить из них разные фигуры (гусеницу, дом, машину, животное) и затем раскрасить получившиеся фигурки по своему усмотрению.

 Игра «Тюлени»

Для этой игры привлекайте друзей вашего ребенка или членов семьи. Вам понадобятся воздушный шарик, шарфики (платки) и корзина (ведро, таз). Свяжите шарфами ноги под коленями, чтобы детки превратились в тюленей. Ведущий должен бросить воздушный шар, а участники должны поймать шарик и забросить в корзину.

  • Смысл этой игры заключается в том, что ограничение движений заставляет детей искать способы достижения желаемого результата.
  • ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Музыкальное Воспитание Детей Дошкольного Возраста

Практические методики для диагностики

Итак, предлагаем несколько тестовых тренажеров  для практического определения уровня фантазийного мышления и воображения ребенка. Они с успехом подойдут для деток 4 — 7 лет. Однако следует  помнить, что данные тесты имеют условный характер.

Они помогут примерно сориентироваться и разработать дальнейшее направление развития воображения.

Первый тест

«Рисунок», определяет художественный уровень развития воображения.

Задание: малышу дают альбомный лист, фломастеры или карандаши не менее 6 шт. в упаковке. Необходимо нарисовать картинку. Время 10 мин.

Оценивают:

  • скорость создания рисунка;
  • оригинальность (малыш не рисовал такого раньше либо с другими деталями);
  • разнообразие деталей и форм;
  • глубина или эмоциональность

Второй тест

«Речевая фантазия», определяет вербальное развитие.

Задание: рассказать короткую сказку. Условия: на создание сюжета отводят 1 мин, на сам рассказ до 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Третий тест

«Скульптура»

Задание: выдают пластилин или полимерную глину, нужно слепить любую фигурку за 10 мин.

Оценку производят по параметрам, указанным в методике «Рисунок»

Четвертый тест

«Угадай и спрогнозируй», определяет уровень любознательности, воображения, прогнозирования.

Задание: взять картинку и изображением какой-либо конкретной ситуации. При этом ребенок должен рассказать предысторию, а затем спрогнозировать последствия (что было до, и что будет после).

Наилучший результат у детей представивших более полный рассказ, со множеством деталей, с выдвижением различных гипотез и вариантов развития событий.

Пятый тест

«Необычное применение»

Задание: берут любой предмет, или представляют. Необходимо описать, как еще можно его использовать.

Чем больше вариантов использования, тем лучше развито воображение. Со временем, при регулярной практике, ребенок сможет за небольшое количество времени, выдать более 5 вариантов.

Тест шестой

«Где, кому не место?» (методики с картинками).

Вот еще один проверочный тест для дошкольников. При его выполнении малышу придется мысленно смоделировать воображаемую ситуацию применительно к определенной картинке. Для этого берут рисунок (мы предлагаем вам образец, но вы можете выбрать свой):

На отдельном листе вырезаются следующие картинки-вставки:

Задание: рассмотреть предложенный рисунок и расположить кружечки-вставки в то места, где их не может быть. Но при этом размещение не должно быть хаотично, его сопровождают пояснительные истории. Например, груши кладут в коляску, потому что в этом году был большой урожай, и обитателям домика их было легче собирать и перевозить.

Подводим итоги

Результат теста разделен на три уровня:

  1. Дошкольник испытывает затруднения и большинство кружочков (или все) расставляет на «правильные» места. Груша на дереве, т. к. они там растут; ребенок в коляске, потому что спит; утка на клумбе, потому что спряталась и т. д.
  2. Ребенок не испытывает трудностей с расстановкой вставок на «неправильные» места, но объяснить почему все расставлено именно так, не сможет. Или все объяснения будут логически выверены и реально обоснованы: кошка на грушевом дереве – видел такое на даче, утка в небе – птица, поэтому летает и т. д.
  3. Малыш без труда расставляет рисунки-вставки, дает связанный объяснительный рассказ.

Вся работа по тесту разделена на блоки:

  • обдумывание задания
  • придумывание воображаемой истории,
  • рассказ сюжета.

В данном случае ребенок берет на себя и играет различные роли, например, рассказчика, кошки, раскачивающегося грушевого дерева, волшебного мяча, спрятавшегося в будку и т. д. При этом он может связанно собрать в одно повествование все сюжеты.

По сути это высокий уровень развития воображения. При том малыш хорошо и с воодушевлением рассказывает свои придуманные истории.

Но если расставить вставки самому и попросить составить рассказ, это вызовет затруднения. Потому что ему проще объяснить свои фантазии, чем проникнуть в замысел другого человека. Это возрастные особенности дошколят.

Наконец,  уникальный курс для детей 3-5 лет для развития воображения на видео:

На сегодня это все.

Помните, несмотря на то, что развитие мышления, воображения уже давно поделено психологами на этапы, категории и стадии, ваш ребенок индивидуален. Он не похож на других малышей.

Следовательно, и диагностика воображения дошкольников, и методики должны применяться индивидуально. И если ему не нравиться дорисовывать картинки и придумывать сказки, то предложите ему послушать музыку, что-то сконструировать или слепить что-нибудь из пластилина. А может он просто будущий великий аналитик?

До свидания, до новых интересных тем. Подписываетесь на рассылку и обязательно делитесь и обсуждайте в соц. сетях с друзьями.

Школьники и подростковый возраст

У учащихся в младшей школе воображение проявляется через изобразительное и прикладное искусство. Им уже не так интересно использовать бытовые предметы, поскольку они умеют их создавать самостоятельно. В этот период они с легкостью могут решать различные задачи за счет своего воображения, в то время как у взрослого человека такой вопрос может вызвать трудности. В подростковом возрасте воображение позволяет адаптироваться в социуме и найти себя. Человек выстраивает в своем внутреннем мире сценарии и переживает их до тех пор, пока они не перестанут его беспокоить, а также примеряет социальные роли, что помогает определить дальнейшие приоритеты. И именно такое формирование собственного психологического пространства способствует формированию личности. Советский психолог Л. С. Выготский говорил, что фантазия позволяет создавать не только художественные произведения, но и научные открытия, поскольку является проявлением творческой деятельности и именно в переходном возрасте получает широкое развитие.

Как развивать воображение на разных возрастных этапах

Дошкольный возраст можно разделить на несколько возрастных этапов. Каждый из них имеет свои особенности развития воображения. В период от 3 до 4 лет наблюдается становление словесных форм воображения. Игровая деятельность становится самостоятельной потребностью ребенка.

В это же время появляется аффективное воображение, оно связано с тем, что малыш осознает собственное “Я” и отделяет себя от других людей. Воображение на этом этапе выделяется в самостоятельный процесс.

У малыша могут появляться мечты касательно будущего. Часто они являются неустойчивыми и ситуативными.

Воображение становится интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира.

Как развивать воображение на разных возрастных этапах

Однако, ребенок еще не умеет руководить воображением.

В возрасте от 6 до 7 лет воображение приобретает активный характер.

Рост производительности творческих способностей проявляется в том, что развивается умение создать замысел и спланировать его реализацию.

У дошкольника возникает интериоризированное воображение, то есть оно переходит во внутренний план. Начинаются появляться первые элементы творчества. Продуктивней всего их развивать посредством игры и рисования.

Особенности развития дошкольников по возрастам

В дошкольном возрасте ребёнок сталкивается со стремительным расширением границ своего мира и отношений людей. У него появляются социальные обязанности, он осваивает новые виды деятельности.

У малыша пробуждается стремление к самостоятельности и участию во взрослой жизни. В результате этого ребёнка начинает занимать игра, в которой он копирует действия взрослых. Также им обретается определённая самостоятельность, но постоянно мягко контролируемая родителями.

Младший

Период длится с 3 до 4 лет. На этот возраст приходится первый личностный кризис, при которым малыш начинает отстаивать понятие «Я сам».

Отмечается три основных вида деятельности:

  • игра;
  • рисование;
  • конструирование.

Обратите внимание! У ребёнка наблюдается достаточная согласованность мотивов и желаний. Поведение начинает становиться несколько соответствующим определённым правилам и выбранным образцам.

Средний

Период с 4 до 5 лет. Возрастает потребность в общении не только в кругу семьи, но и со сверстниками для выстраивания социальных связей и механизмов. На этом фоне повышаются познавательные навыки и формируется основное проявление характера.

Ребёнок отстаивает свою самостоятельность, переставая строго соблюдать правила, устанавливаемые взрослыми. Основным средством для общения и построения социальных связей становится речь. Творческие способности ребёнка активизируются и становятся более выраженными.

Старший

Период с 5 до 7 лет, в который, кроме окончательного формирования основных черт характера, появляется и умение скрывать их при необходимости, хотя и не совершенное.

Словарный запас ребёнка резко расширяется, а мышление становится образным.

Важно! Детям требуется поддержка родных, к которым они сильно привязаны, и слова которых воспринимают как чистую истину. От этого родителям при общении с малышом следует правильно подбирать слова.

Ребёнок уже точно разделяет первичные и вторичные потребности и выбирает то, что для него является наиболее ценным. Активно формируется интерес к коллективной работе и получению новых знаний.