Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Пространственное мышление или, как его чаще называют, воображение сопровождает малыша с первых дней его жизни. После рождения ребенок учиться ориентироваться в новом для него пространстве, определять местонахождение мамы и других членов семьи по звукам, да и просто измерять размеры своей кроватки и расстояния до игрушек.

Составные части

Характеристика пространственного интеллекта включает в себя несколько этапов, имеющих ряд специфических особенностей:

  • Анализ – разделение объекта или задачи на составляющие его части.
  • Синтез – обратный анализу процесс – соединение объекта или задачи в единое целое.
  • Абстрагирование – определение нескольких этапов задания, которые должны быть в нем. На этом этапе происходит формирование понятий.
  • Обобщение – определение и выделение значимых частей объекта или предмета, которые нужно сравнить между собой.
  • Конкретизация – обратный процесс обобщения – выделение характерных заданию этапов, не связанных с этапами решений.

В конце статьи представлен тест на определение уровня развития пространственного интеллекта, который строится на этих этапах. В основном, тест состоит из определения соотношения и последовательности разнообразных фигур.

Этапы развития пространственного мышления

Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:

  1. Анализ — разделение предмета на составные части.
  2. Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
  4. Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
  5. Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.

Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:

  1. Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
  2. Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
  3. Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
  4. Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.

Почему нейрофитнес эффективен?

В любом деле в первую очередь мы начинаем с теории, а только потом переходим к практике. В книге известного нейрохирурга из Америки Рахула Джандии “Нейрофитнес” можно найти хорошие советы, как улучшить работу мозга. Он рассказывает интересные истории своей практики, развенчивает мифы и говорит о научных открытиях.

Например, слышали ли Вы, что левое полушарие отвечает за организованность и логическое мышление, а правое – за творческое и образное? Так вот: это абсолютный миф! Человек использует полушария мозга совместно, они взаимодействуют для получения общего результата. Правда только в том, что некоторые отделы левого полушария отвечают за аналитическую часть (расчеты, задачи, речь), а правое – за образность, но развиты они у всех людей одинаково.

Значит, чтобы развить креативность, нужно “прокачивать” не правое полушарие. Но что тогда? Последние исследования показали, что лобные доли головного мозга ответственны за поведение высшего порядка. Это значит, что они участвуют в механизмах постановки цели, лидерства,  самоидентификации и в поиске путей решения проблемы, что имеет большое значение для творчества.

Другим важным центром креативности является мозжечок. Группа исследователей Стенфорда рассказала о способностях “маленького мозга” и провела эксперимент, который показал, что кора головного мозга делает изначальный анализ поступившей задачи, а мозжечок уже генерирует разные новые типы поведения, подходящие к условиям.

Но работает этот “механизм творчества” только при одновременном взаимодействии всех отделов. Как шестеренки в часах, так все части мозга должны синхронно работать, чтобы “креативные часики” исправно тикали! На это и направлен нейрофитнес.

Это – относительно новая методика, которая включает в себе методы психофизиологии, нейропсихологии и психотерапии. Тренинги по нейрофитнесу, которые проводятся в медицинских учреждениях, направлены на профилактику и лечение некоторых заболеваний. А здоровым людям нейрофитнес помогает сделать мозг более пластичным.

Посмотри “налево”

Нет, речь не об измене и не о социалистической идеологии, а всего лишь о левой руке. Как известно, правая половина тела связана с левым полушарием мозга, а левая – с правым (да, такая вот путаница).

Большинство людей – закоренелые правши, а значит их правое полушарие часто бездействует. Самое время подкинуть ему работы! Начните привычные вам действия выполнять левой рукой (левшам – правой) – чистить зубы, открывать ключом дверь, краситься, писать… Поначалу будет сложно, но потом ты втянешься в процесс.

Методы развития гибкого мышления

Такие упражнения, как нейрогимнастика и двурукое рисование активизируют последовательно разные зоны мозга и готовят его для творческого задания. Но нужно учитывать, что для того, чтобы в мозге сформировались устойчивые нейронные связи, и человек мог пользоваться навыком автоматически, сначала необходимы регулярные тренировки и обязателен контроль техники выполнения задания.

Пример: игра в словесные ассоциации.

Нужно придумать 5-10 очевидных / неочевидных ассоциаций к определенному слову. (Арбуз — зебра, скользкий, плеваться, куб (арбуз в Японии), скоро в школу…) . А затем, придумать ассоциации к каждому последующему слову, через слово. (Арбуз — зебра — Африка — танцы…).

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

  • «Задачи на перестановки»;
  • «Задачи на шахматном поле»;
  • «Фигуры. Развертки. Отражения»;
  • «»;
  • «Алгоритмы»;
  • «Шестеренки»;
  • «Соты. Судоку. Японские кроссворды».

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение

Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим»

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Обучение в 10-лет

Научить ребенка мыслить логически можно и в 10-11 лет. На этом этапе отлично помогают:

  1. настольные игры (например, шахматы);
  2. решение логических задач, загадок;
  3. занятия математикой;
  4. отгадывание ребусов.

Очень интересны задачи на переливание жидкостей, взвешивания, поиск закономерностей. Их можно найти в интернете, также немало специальных изданий сегодня предлагают книжные магазины. Участие в олимпиадах помогает ребенку развивать логику, однако для успешного участия в них нужно уже иметь определенные способности. Поэтому для того, чтобы обеспечить школьнику хороший академический старт, стоит заранее побеспокоиться об интеллектуальном развитии. В 10-11 лет уже можно предлагать школьнику задачки на движение, отдельные геометрические задачи. Если он освоит все это заранее, то учеба в школе уже не будет доставлять никаких проблем. Программа, которую дети проходят в школе, рассчитана на учеников со средними способностями и ориентирована на то, чтобы каждый смог получить необходимые знания. Логику рекомендуется развивать вместе с пространственным восприятием. Для этого стоит использовать различные геометрические головоломки вроде кубика Рубика. Сегодня имеются альтернативы этого кубика, однако все они устроены по одному принципу.

Советы психологов

Родителям, которые ставят перед собой цель помочь своим детям развить логическое мышление, необходимо более подробно изучить различные методики обучения на эту тему. Затем подобрать соответственно возрасту своего ребенка различные упражнения, игры и задачи, которые на ваш взгляд обеспечат комфортный и приятный процесс занятий.

Педагоги и психологи не рекомендуют проводить подобные тренировки разума детей в принудительной и навязчивой форме. Надо плавно и постепенно увлечь ребенка, постараться сделать так, чтобы ему было интересно осваивать предлагаемую информацию.

Конечно же, необходимо создать удобную обстановку, спокойно и миролюбиво отвечать на все вопросы ребенка и давать возможность ему самому высказывать свои суждения.

В заключение хочется добавить, что нет ничего невозможного, все можно развить и натренировать, в том числе и логическое мышление. Главное, чтобы было желание.

Источники

  • -rebyonka/kak-nauchit/
  • -nelogichno-kak-i-zachem-razvivat-logiku-u-shkolnikov-/
  • -razvivat-logicheskoe-myshlenie-u-doshkolnikov
  • -metodiki/logicheskogo-myshleniya/

Признаки абстрактно мышления

Человека с абстрактным типом мышления характеризуют следующие признаки:

  • Интерес, любопытство, удивление, желание понять, как все устроено. В детстве таких людей называют «почемучками».
  • Постоянное размышление над глобальными, жизненными вопросами: «В чем смысл жизни?», «Как работает подсознание», «Что такое добро?»
  • Нелюбовь к рутине, монотонности, однообразию.
  • Игнорирование алгоритмов, инструкций, пошаговых техник. Людям с таким складом ума проще разобраться самостоятельно, чем следовать чужой указке.
  • Сопоставление новой информации со старыми знаниями, нахождение взаимосвязей даже тогда, когда кажется, что ничего общего между ними нет.
  • Умение излагать мысли метафорично, видеть аналогии, по-новому связывать идеи между собой.

Задачи и задания на пространственное мышление

Постепенно переходите от простых задач к более сложным.

Простые игры на развитие пространственного мышления для детей от 3 лет

Основная цель игровой деятельности, начиная с 3 лет – формирование новых навыков и развитие уже полученных

Важно предоставить ребенку как можно больше знаний о существующих геометрических фигурах, их возможном расположении в пространстве

  • Игра «Помести кошку». Суть: попросите ребенка представить любое насекомое или животное и предложите подумать, куда оно может поместиться (коробка, кружка, шкаф и так далее).
  • Игра «Расставь правильно». Положите перед ребенком предметы и попросите расставить, исходя из ваших указаний – левее, правее, дальше или ближе. Можно взять для этой игры.

«Метаморфозы». Суть проста: нужно нарисовать круг за квадратом, прямоугольник за треугольником и так далее. Задание можно усложнить, перейдя к объемным фигурам (кубам, цилиндрам, сферам).

  • «Спецагент на задании». Ребенку нужно внимательно посмотреть на комнату, в которой он находится, чтобы запомнить предметы в окружении. Затем нужно задавать ему вопросы, пока ребенок, с закрытыми глазами, пытается воспроизвести в уме то, что увидел.
  • «Рисунок на спине». Игра проста: вы рисуете на спине ребенка фигуры, он пытается отгадать их.
  • «Муха». В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова «стоп» участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение.
  • «Маршрут движения». С помощью карты вы показываете ребенку начальный и конечный пункт, он, в свою очередь, называя каждый поворот, рассказывает свой маршрут из пункта А в пункт Б.
  • «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек нужно сложить разные объемные фигурки, чтобы затем ребенок на ощупь смогу угадать, что находится внутри.
  • Простые задания с бумагой. Так как перечисленные выше игры требуют определенные расходные материалы и время, можно воспользоваться максимально простым вариантом – взять бумагу и ручку и придумать свои простые игры:
    • Фигуры из точек по образцу
    • Повторение узоров из линий
    • Дорисовывание зеркальной половинки картинки
    • Математические диктанты и так далее

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

  • Сюжетные игры:
    1. «Дом игрушек»: в шкафу располагают игрушки, затем детям предлагают поиграть с ними (мол, игрушки устали и хотят развлечься), после игры нужно поставить игрушку на то место, где она стояла до этого.
    2. «Кто где живет?»: создается дерево, на котором располагаются животные, нужно попросить детей рассмотреть внимательно изображение и ответить на вопросы, кто и где живет.
    3. На подобный манер можно придумать множество сюжетов.
  • Игры в прятки. Прятки развивают пространственное мышление в форме игры. Для того, чтобы победить, нужно хорошо спрятаться, а для этого требуется найти выгодное место, уметь ориентироваться на месте, чтобы избежать ведущего.
  • Подвижные игры. Активные игры основаны на умении ориентироваться в пространстве. Догонялки – хорошее ориентирование на месте и скорость позволяют победить в игре. Также этот вид активности поможет избавиться от информационной перегрузки у детей.

Задания для детей старшего школьного возраста на развитие пространственного мышления

Целый набор развивающих настольных игр для детей и взрослых

  • Графический диктант – одна из развивающих игр, направленная на детей в возрасте 6-11 лет. Диктанты помогают развить не только мелкую моторику с координацией, но и пространственное мышление.
  • . Тренируют навык концентрации, стратегическое и пространственное мышление.
  • Игра «регулировщик». С помощью карты вы показываете ребенку начальную и конечную точку, а он, называя каждый поворот маршрута, описывает свой маршрут до пункта назначения.
  • Лабиринт. Ребенок с закрытыми глазами следует за инструкцией, чертя на листе бумаги путь со слов ведущего.
  • Зеркало наоборот. Правила просты: вы показываете определенные действия, ребенок повторяет, как бы становясь вашим отражением.
  • Словесные игры.  Существует множество различных словесных игр (города, две правды и одна ложь, ассоциации и многие другие). Все они используют воображение и умение воспринимать информацию на слух. Также важна внимательность, чтобы соблюдать правила игры.

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Обязательно мотивируйте ребенка для достижения поставленных целей. А в этом вам помогут мотивирующие фразы для ребят.

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби
  1. Составьте список интересов вашего ребенка. Обсудите текущие интересы вашего ребенка и составьте список. Это поможет вам найти способы расширить эти интересы с помощью соответствующих увлечений.
  2. Регулярно знакомите вашего ребенка с новыми ощущениями. Исследовать новые вещи — лучший способ получить жизненный опыт и раскрыть интересы, о которых ваш ребенок никогда не знал. Проявите творческий подход, когда вы помогаете своему ребенку пробовать изучать новые ощущения. Отправляйтесь на экскурсии по разным предметам, представляйте книги по разным предметам и пробуйте множество забавных поделок, экспериментов и других занятий дома.
  3. Тест хобби перед совершением. Даже если вы определите хобби, которое кажется идеальным для вашего ребенка, начните медленно. Нет никаких гарантий, что определенное хобби подойдет вашему ребенку. Позвольте ему или ей попробовать это в течение пары недель, прежде чем вы сделаете больше обязательств.
  4. Дайте своему ребенку свободу исследовать хобби. Это означает, что у вашего ребенка должно быть достаточно места для хобби и чтобы он или она уделяли ему время каждую неделю.
  5. Помогите своему ребенку учиться и развиваться. В зависимости от вашего хобби, ваш ребенок не сможет продолжать заниматься этим без вашего руководства. Если он или она не уверены, что делать дальше, работайте вместе, чтобы обдумать идеи. Если ваш ребенок уже знает, что делать дальше, предложите свою поддержку.
  6. Знайте, когда позволить вашему ребенку двигаться дальше. Некоторые увлечения продолжаются в зрелом возрасте, в то время как другие вообще не продлятся долго, даже если вашему ребенку они нравятся. Младшие дети часто вырастают из хобби, которое они устанавливают рано. Когда ваш ребенок готов бросить, не заставляйте его или ее продолжать. Просто будьте готовы помочь ему или ей найти что-то новое.
Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Читайте далее: Как научить ребенка общаться грамотно.

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Похожие записи:

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Воспитание целеустремленного ребенка

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Читать далее: Как помочь первокласснику преодолеть застенчивость?

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

6 способов говорить с ребенком так, чтобы он был уверен в себе

Как меняется игра по мере взросления ребенка?

Ведущий вид мышления

Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.

Как приучить ребенка правильно пользоваться карандашом или ручкой

Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.

Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша.

Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.