Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Задачи и механизм нравственного воспитания дошкольников

Базовая степень вовлеченности в благотворительность: дети слышали и участвовали в благотворительных акциях.

№ «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Опубликовано

Серова Марина Витальевна

МБДОУ «Детский сад №5» Одес, РК

Воспитатель

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

(из опыта работы).

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств.

Детский сад – это вторая семья, где он окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Тема моей работы «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

У детей третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.

Вот почему одной из основных задач, для меня, являлось формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следовало научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.

К трем годам у детей наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь. Я стараюсь объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

На мой взгляд, самым важным временем является утро, здесь важен позитивный настрой. Даже у взрослых утро не всегда бывает добрым, а у детей тем более, т.к. они не могут в достаточной мере контролировать свои эмоции. Ребенок может плакать не потому, что ему так хочется, а потому, что он не выспался или просто хочет к маме. Очень важно успокоить ребенка и научить это делать других, нужно вовлечь ребенка в игру так, чтобы другие дети тоже участвовали в этом процессе, тем самым проявляя сочувствие и заботу.

Формы работы

В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Тематические беседы: «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Жил-был».

Беседы по картинкам: «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Воспитание сказкой».

Включая детей в индивидуальную и совместную деятельность, очень важно побуждать их к хорошим поступкам, формировать гуманные чувства, вызывать желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, убирать на место игрушки.

Проводятся различные упражнения: «Добрые слова», «Как помочь девочке замарашке».

Игры-ситуации: «Помоги подружкам», «Две конфеты».

Дидактические игры с куклой: «Кукла Катя заболела», «Куклы поссорились».

Вся работа поводится в игровой форме, так как ,именно игра имеет самую важную роль в жизни дошкольников.

В своей работе активно применяю художественное слово. Чтение и разучивание потешек, закличек, умывалочек, будилочек.

Одним из важных моментов является чтение русских народных сказок, т.к. сказки учат добру, отзывчивости, справедливости, честности.

Вывод. Воспитанники второй младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь книжки. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Литература:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

2. А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» – М: 2003г.

3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» – «Ленинградское издательство», 2003г.

4.Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». – М.: 2000

5. В.В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома» – М: 2005г.

6. И.Г. Дмитриева, Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника». – М: 2005г.

7. О.А. Садилова «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» – М: 2005г.

« Предыдущая запись | Следующая запись »Назад

Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников. Воспитательная ценность русских народных сказок, их дидактизм, образность и забавность. Эмоциональное погружение детей в сказку. Использование сказки в воспитательной работе с детьми.

Подобные документы

Определение сказки, ее разновидности и типы, роль в воспитании ребенка. Национальные сказки, их значение для всеобщего развития ребенка. Использование сказок в работе с детьми.

реферат, добавлен

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок. Анализ структуры и содержания народных сказок.

Опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми раннего возраста. Проблема развития и воспитания детей в доме ребенка. Удовлетворение естественных психологических потребностей ребенка с помощью сказки. Основные функции сказки.

реферат, добавлен

Сущность и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок.

дипломная работа, добавлен

Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

Теория сказки и психотерапевтической метафоры. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов. Сказка и метафора.

дипломная работа, добавлен

Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников. Сказка как дидактическое средство эмоционально-волевого и духовного воспитания детей; методика ознакомления дошкольников со сказкой и формирование нравственных качеств личности.

дипломная работа, добавлен

Исследование особенностей волшебных и социально-бытовых сказок коренных народов Севера. Изучение сказок о животных и их воспитательного значения в практической педагогической деятельности. Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством сказки.

реферат, добавлен

Роль сказки в морально-этическом воспитании детей. Сказка-жанр художественного творчества, воспитатель добрых чувств. Сказка в учебниках начальной школы. Внеклассная работа по воспитанию чуткости у ребёнка на основе сказки. Практические разработки.

Сказки Абрамцевой как текст, изучаемый на уроках чтения в начальной школе. Биография и творчество писательницы Н. Абрамцевой, организация изучения ее сказок в целях воспитания нравственных качеств у детей. Методика работы над сказками в начальной школе.

Источник

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.

В детском саду ребенок учится коллективизму Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

Курс дошкольного воспитания в семье включает основные принципы.

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать. Если системно завышать требования, которые дошкольнику не по силам достичь, то он начнет сдаваться. Он потеряет интерес стремиться к лучшему. Будет казаться, что награды невозможно достичь. Искоренить апатию будет сложно во взрослой жизни.
  • Уважение к ребенку, его интересам, мыслям, индивидуальности.
  • Доверяйте ребенку и научите доверять семье. Объясните почему врать плохо, к каким проблемам приводит ложь. Расскажите, как правда облегчает жизнь. Приводите примеры из личного опыта, из сказок, мультфильмов. Тогда, будучи старше, ему будет нетрудно вести откровенный с вами разговор, делиться личными переживаниями, попросить совета. Доверие начинается с детства.
  • Найдите общий язык. Ребенок еще маленький, но чувствует, насколько вам искренне интересно с ним. Во время капризов, попытайтесь встать на место ребенка. Для него может быть настоящей катастрофой, что ему отказывают в прогулке. Видя ситуацию с его стороны, вы сможете внятно объяснить причину отказа и найти компромисс.
  • Равенство в семье. Один родитель может негласно держать авторитет. Это распространенный тип семьи. Но равноправие, признание ценности каждого домочадца должно быть четко обозначено. Прислушиваться к ребенку и дорожить его мнением, никак не ущемляет достоинства взрослых.
  • Прививайте, поощряйте самостоятельность. Гиперопека вредит развитию личности. Родители могут поддерживать начинания ребенка, помогать, советовать. Но не лишать возможности практиковаться, развивать навыки, делать что-то самому.

Педагогический процесс в семье должен представлять стратегию. Члены семьи придерживаются одной цели и последовательны в действиях. Обсудите, особенности вашего семейного воспитания, для детей дошкольного возраста. Требования, ценности, запреты, порядки ― должны быть едиными, чтобы не создавать диссонанса. Когда родители прививают разные понятия, ребенку сложно сориентироваться. Он не понимает на чью надо встать сторону, и не обидит ли его позиция другого родителя. Ваши приоритеты в воспитании, обсудите с близкими родственниками. Что нельзя дома, не должно разрешаться бабушками, дедушками, тетями. Семья должна действовать заодно.

Что учесть, создавая стратегию:

  • способность к усвоению новой информации;
  • уровень интеллектуального развития;
  • психологическая устойчивость;
  • особенности характера;
  • его тип темперамента;
  • пол ребенка;
  • возраст;
Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

Взгляды на жизнь и ценности у родителей могут отличаться. Это вносит сложности в процесс воспитания. Супругам нужно подумать, какие принципы и ценности совпадают. Выписать их на листок. Затем, обсудить недопустимые вещи. Стили воспитания у мамы и папы могут быть разными ― это нормально.

Распространенные ошибки в воспитании дошкольников:

  • Постоянно обсуждать материальное состояние семьи или знакомых. Тогда, ребенок расценивает тему, как приоритетную. Он ставит финансы выше остальных ценностей.
  • Тиран в семье, бытовое насилие, физические наказания.
  • Низкий культурный уровень взрослых.
  • Психологические недуги у родителя, которые не лечат.
  • Унижение способностей ребенка.
  • Напряженная атмосфера дома.
  • Презрительное отношение к интересам ребенка.
  • Духовные и нравственные ценности остаются на втором плане и постепенно исчезают.
  • Считать, что на воспитание нужно много времени, а сейчас общество живет в режиме цейтнота. Необходимые правила дошкольник усваивает постепенно, каждый день. Для этого не требуется много времени, главное системность.

Откуда берутся традиции?

Ребенок растет, будучи взрослым человеком, он с улыбкой будет вспоминать о приятных моментах. Добрые обычаи семьи, делают его счастливым. Совместные поездки на рыбалку, лето на озере/море, вместе украшать новогоднюю елку, отдых на даче, природе. Позитивные впечатления из детства накапливаются в ребенке, как в батарейке. Они помогают легче переносить трудности. Человек реже страдает от хандры, депрессий, приступов агрессии.

Как правило, выделяют 4 вида традиций:

  • Национальные;
  • религиозные;
  • социальные;
  • культурные;

Дополнительно, можно добавить:

  • Внутрисемейные, те которые передаются через поколения. Группа близких лиц, может формировать их специально или неосознанно. Но они закрепляются в памяти младшего поколения.
  • Можно создать новые традиции, которых будут придерживаться домочадцы. Например, ужин вместе, семейный кинопросмотр на выходных, чтение сказок на ночь, праздновать дни рождения.
Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

Последние два вида, более узкие. Они не подразумевают термин «традиции» в широком смысле слова, а скорее ответвление. Традиции семьи вводятся, как само собой разумеющееся. К ним не принуждают, они просто становятся частью жизни.

Нравственное воспитание детей необходимо осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций воспитателям ДОУ.

Наиболее значимые, такие пункты как:

1) Для воспитания лучших качеств и чувств можно обратиться за помощью к Культуре и Красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка.

Культура — это сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.

Красота — доброта, гармония, но так же это не только физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.

Для воспитания красотой воспитатели должны создать условия для возникновения радости, уверенности, эстетических переживаний и других нравственных чувств.

Необходимо говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость, прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.

Таким образом, Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в дошкольных учреждениях .

2) Приобщение детей к ведению хозяйства, т.е. воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.

В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательные и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции своего народа.

Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

v Проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним.

v Не допускать ощущение собственной несостоятельности у ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения. Ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.

v Порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности.

Чтобы ребёнок умел правильно вести себя за столом, проявлять к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо устраивать праздники, где ребёнок мог бы побыть в роли гостеприимного хозяина.

Культура обучения — это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержано, не повышая голоса, тогда ребёнок будет добрым и вежливым.

К нравственным качествам личности также относится и культурно- гигиенические навыки. Для того чтобы ребёнок не сопротивлялся гигиеническим требованиям как умывание, что часто встречается в детской среде необходимо, чтоб вода была комнатной температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребёнка сформируется негативное отношение к умыванию.

Немаловажное значение в нравственном воспитании детей имеет атмосфера семьи.

Радостная атмосфера побуждает дошкольников к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

9) Необходимо приобщать детей к религии, посредством посещения церкви, вследствие чего у них развивается духовная нравственность.

Таким образом, методы, задачи и содержание нравственного воспитания детей 4—5 лет должны быть направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка, а также должны затрагивать разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Литература

С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников./ М.: Изд-во МГУ, 1986

В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — К., 1971.

И.Ф. Нравственное воспитание/ И.Ф Свадковский — М.: Изд-во Москва, 1972

Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина, Н.Е Богуславская — М.: Изд-во Просвещение, 1992

И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько — М.: Изд-во Москва ,2004.

виховання і навчання дітей від 2 до 7 років «ДИТИНА» В.О. Огнев’юк, 2012р.

7. Поніманська Т. І. Моральне виховання дошкільників. — К., 1993.

С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ – М.: Изд-во МГУ 1987.

В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

Е.В. Нравственное развитие дошкольника ./ Е.В. Субботский М.: Изд-во Просвещение, 2003.