Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Занятия для детей 4 лет: развивающие игры и упражнения

Дети — настоящие изобретатели новых развлечений. Поэтому игры с детьми 3-4 лет дома — это всегда интересно. Но иногда фантазия малышей заканчивается, и им на помощь приходят мамы, чтобы поделиться идеями.

Что и как нужно развивать на занятиях с детьми в года

  • Мелкая моторика, сенсорика. Лепите из пластилина, глины; собирайте конструктор; делайте поделки из природных материалов и круп; плетите из веревочек и резинок; насаживайте бусинки; рисуйте песком, лепите из него; раскрашивайте и рисуйте карандашами и кистями, с разных рук и по-разному держите инструмент делая разные черточки.
  • Логика, мышление. Играйте в настольные игры для детей (лото, домино, проходите лабиринты); разгадывайте загадки; играйте в «Что будет если…? (мячик упадет в воду, пойдет дождь и т.п.)»
  • Внимание, память. Задавайте вопросы, например, о том, что ребенок видел на улице когда гулял – «Какого цвета была та собачка, кого ты встретил на детской площадке, во что он был одет, какого цвета и т.п.»; просите рассказать о только что прочитанной истории из книги; собирайте по памяти блоки конструктора, рисуйте по памяти; играйте в перевернутые карточки с изображениями, которые ребенок должен запомнить и т.п.
  • Грамматика. Изучайте буквы и названия предметов, начинающихся на эту букву, в игровой форме. При изучении букв можно одновременно приступать к изучению простых слогов.
  • Арифметика. Изучайте цифры и счет, сложение и вычитание простых чисел в игровой форме.
  • Развитие речи. Учите стишки. Во время игры просите ребенка рассказать, предлагая ему разные предметы и объекты: «Что за объект он видит перед собой? Что он делает? Для чего он нужен?»
  • Фантазия и творческие навыки. Рисуйте; лепите; собирайте конструктор; делайте поделки; обязательно учите песенки, пойте вместе с детьми; танцуйте под музыку, учите совместные танцы; придумывайте кукольные спектакли, импровизируйте с сюжетом.
  • Физические навыки. Танцуйте, с лентой, мечем; играйте в «Твистер» и другие подвижные игры; занимайтесь детской йогой; гуляйте на велосипедах и самокатах, играйте в подвижные игры на улице.
  • Знание окружающего мир. Изучайте время на часах; времена года и месяца; особенности погоды; животных и где они обитают; городские и природные объекты; формы; фактуры; запахи; цвета и т.п.

Принцип построения занятий для дошкольников

Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

Занятия следует проводить после ночного или дневного сна – это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

Игры с недорогими игрушками

У многих малышей есть мозаика, состоящая из цветных гвоздиков и пластиковой основы с отверстиями. Ее можно использовать не только так, как велит инструкция.

  • Можно выкладывать узоры и рисунки по своему замыслу или доделывать рисунки, начатые мамой.
  • А еще детали мозаики — это отличный материал для сортировки по цвету. Гвоздики можно раскладывать по цветным стаканчикам или блюдцам.
  • Они отлично подойдут для игр с водой: малышу понравится вылавливать их из миски с водой при помощи ситечка или сачка.
  • Чтобы развить моторику маленьких ножек, можно предложить малышу собрать рассыпанные по полу гвоздики пальчиками босой ноги.

Трехлетнего ребенка можно занять взрослой головоломкой. Отличным тренажером для памяти и внимания может стать Кубик Рубика. Для игры нужно начертить на бумаге квадратную сетку из 9 клеток и вырезать из цветной бумаги квадратики по размерам ячеек этой сетки. Показывайте малышу по одной грани Кубика и просите повторить комбинацию цветов на ней при помощи цветных квадратиков.

На случай, если хочется сделать какую-то работу по дому или выпить чашку чаю, в запасе должны быть игры с минимальным участием взрослого. Много интересных занятий можно придумать на кухне. И необязательно быть девочкой, чтобы проводить время среди посуды и круп, мальчик тоже не заскучает.

  • Сортировка столовых приборов. Попросите малыша высыпать все приборы из ящика или подставки, где они хранятся, и разложить по кучкам — вилки, чайные и столовые ложки. Проследите, чтобы ножи находились в другом ящике.
  • Башенки из контейнеров для сыпучих продуктов, одноразовой посуды или консервных банок. Ребенку стоит только заняться строительством — и он начнет придумывать свои новые правила.
  • Распознавание фруктов или овощей на ощупь. Заверните несколько фруктов и овощей в фольгу и предложите угадать, что где находится.
  • Зубочистки. Сама баночка с зубочистками — уже готовый тренажер для развития мелкой моторики. Их можно высыпать по одной или — наоборот — закидывать в баночку. Можно предложить сделать ежика из зубочисток и яблока, груши или пластилина.
  • Оригами. Сделайте для ребенка несколько игрушек в технике оригами: всем известные самолетики, кораблики, говорящую птицу, прыгающую лягушку, журавлика. Как с ними играть, подскажет детская фантазия.
  • Сундук с сокровищами. Иногда полезно иметь под рукой сумочку или коробку, наполненную мелкими предметами, чтобы было чем занять ребенка. Камушки, ракушки, шишки, чистые баночки от косметики и прочие мелкие предметы. Если эта коробка редко попадается малышу на глаза, перебирать вещи, спрятанные в ней, ему будет очень интересно.
  • Ягоды. Смешайте немного ягод 2-3 видов и попросите ребенка разложить их по разным тарелкам. Для этого занятия лучше всего подойдут рябина и боярышник. Сочные ягоды вроде малины или клубники, конечно, не подойдут. Также можно взять орехи.

Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-лет дома

Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?

Принципы организации домашних занятий

Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?

  1. Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
  2. Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные уроки, задания которых планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
  3. В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера. 

Условия проведения «уроков» для дошколят

В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.

Тематический материал:

  • Развивающие игры для мальчиков 3 лет
  • Игры для девочек 4 лет — развивающие

Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.

Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.

Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.

Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.

Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.

Задачи и планирование

Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.

К  основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:

  • формирование мыслительных навыков;
  • развитие моторики, воображения и творческих способностей;
  • совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
  • формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
  • воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.

Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.

Развитие логики и мышления

Уже с 2 лет ребенок способен решать простейшие логические задачи. Развитие этого навыка поможет облегчить усвоение любого учебного материала в дальнейшем.

Для детей 2-3 лет

Данные занятия научат малыша обобщению, выделению составляющего и систематизации на базовом уровне.

Собери картинку

Ребенку предлагают соединить части изображения в единое целое. Для этого можно купить уже готовый развивающий набор или сделать его самостоятельно. Подойдет любая яркая открытка, вырезка из журнала/газеты или рисунок, сделанный взрослым.

Картинку разрезают на 2-3 части и малыш пробует сложить кусочки воедино. Задачу постепенно усложняют, увеличивая количество составных частей. Для этой цели отлично подойдут пазлы и кубики, составляющиеся в единую картинку.

Найди тень

Для этого упражнения понадобятся предметы различной формы. Лучше, если это будут простейшие геометрические фигуры. Взрослый обводит каждый из них на листке бумаги, а затем предлагает малышу найти предметам соответствующий силуэт. Аналогичный принцип игры имеют специальные сортеры: к отверстиям различной формы необходимо подобрать соответствующие фигурки.

Ассоциации

Ребенку предлагают найти пару к предмету или изображению. Например, «шарф-шапка», «солнце-тучка», «стол-стул». Это могут быть специальные карточки, игрушки, или предметы обихода.

Далее, задание усложняют – предложенные предметы ребенку нужно будет рассортировать по общему признаку, например, «ложка, тарелка, чашка — посуда», «заяц, волк, лиса — животные».

Для детей 3-4 лет

В этом возрасте ребенок уже способен вычленять отдельные характеристики предметов и на основании этого объединять их в группы.

Найди отличие

Ребенку показывают два одинаковых, на первый взгляд, изображения и просят найти отличия. Такие задания можно распечатать самостоятельно, взяв примеры из интернета, или приобрести специальный сборник.

Кто лишний

Для этого понадобится 3-4 предмета, которые подходят под общее определение, и один – отличающийся от них. Например, ложка, вилка, тарелка, карандаш.

Последний – в данном случае лишний, поскольку не относится к кухонным приборам. Предложить ребенку найти лишний предмет, помогая подсказками, если он затрудняется с ответом.

Кто чей друг

Данная игра учит обобщать предметы, согласно их качествам. Понадобятся карточки с изображением снеговика, сосульки, мороженного и других образов, ассоциирующихся с холодом; утюга, костра, солнца и всего, что ассоциируется с теплом. Предложить ребенку разделить картинки по группам.

Для детей 5-6 лет

Развивающие занятия на логику для детей 5-6 лет вызывают живой интерес и воспринимаются как развлечение.

Если ребенок с легкостью справляется с задачей, целесообразно ее постепенно усложнять.

Верю не верю

Взрослый говорит определенную фразу – утверждение, а ребенок должен решить, правдиво оно, или нет, например:

  • «Снег выпадает только зимой». («Нет. Он бывает весной и осенью»).
  • «Мороженное можно выпить». («Да. Если оно растает»).
  • «Все деревья сбрасывают на зиму листву». («Нет. Ель и сосна не сбрасывают»).
  • «Все птицы летают». («Курица, страус не летают»).

Утверждения должны быть неоднозначными, чтобы ребенок смог поразмышлять, опираясь на полученные ранее знания.

Назвать одним словом

Развитие логики и мышления

Взрослый произносит слова, обладающие общим признаком.

Ребенка просят дать им общее понятие, например:

  • «мама, папа, дедушка, бабушка» (семья);
  • «кот, попугай, лев, мышь» (животные);
  • «автомобиль, трамвай, автобус» (транспорт).

Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?

Если вашему ребенку 5-11 лет, запишите его в Школу ментальной арифметики Соробан®. Несмотря на название, Соробан® — не математическая школа. На курсах детей обучают скоростному арифметическому счету в уме, однако основная цель обучения — гармоничное, комплексное развитие интеллекта, мышления, тренировка навыков быстрого и эффективного принятия решений.

Польза курсов Соробан®:

Как помочь ребенку в математике найти смысл, красоту и новое увлечение?
  • наглядное обучение (с помощью счетного инструмента соробан), позволяющее детям быстро разобраться с принципами счета;
  • развитие логического, аналитического левого полушария, ответственного за восприятие и запоминание информации в виде символов, поиск закономерностей, прогнозирование, последовательность мышления;
  • развитие креативного, образного полушария, которое помогает детям мыслить нестандартно, целостно воспринимать информацию, визуализировать, представлять предметы в пространстве, фантазировать;
  • развитие внимания, усидчивости и других навыков, которые помогают сосредоточиться на выполнении задач;
  • позитивный опыт выполнения математических задач, который укрепляет уверенность в своих способностях и вдохновляет на новые личные рекорды в изучении точной науки в рамках обычной школы;
  • формирование в целом положительного отношения к математике, которое достигается благодаря интересному преподаванию, необычному формату обучения, практики использования на занятиях компьютерных и динамичных игр.

На курсах Соробан® дети приобретают особенные навыки, какими не владеет даже учитель по математике. А ведь многие родители учеников школы ментальной арифметики тоже сначала думали, что их дети не способны понять точную науку. Как видите, ничего невозможного нет. Нужно только немного помочь вашему школьнику.

Дети от до лет

Развитие Детей от 4 лет до 5 находитесь в разделе «Дети от 4 до 5 лет».

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.   Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.

  Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте.

Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

  В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет        Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться  к следующему, более углубленному этапу занятий.   Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Математика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:Пособия для занятий:1. Карточки Учим ребенка счету2. Соедини цифры и раскрась рисунок3. Игра изучаем геометрические формы4. Знакомим ребенка с Геометрическими формами5. Карточки с цифрами от 0 до 106. Карточки «какая цифра лишняя»7. Игра для изучения Геометрических фигур8. Пропись Цифры9. Цифры прописью10. Карточки с Цифрами-раскраски11. Пазлы-тройные геометрические фигуры12. Пазлы-тройные Цифры и Счет13. Геометрические фигуры. Развиваем память14. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику15. Изучаем Геометрические фигуры16. Пропись по Математике17. Учусь тетрадь18. Учимся писать Цифры от 1-919. Математические примеры для дошкольника20. Игры с Геометрическими фигурами21. Развиваем память с Геометрическими фигурами22. Соотносим количество с цифрой23. Занимательные задания по математике24. Ориентируемся в пространстве. До и После25. Карточки с Цифрами26. Пазл Счет от 1 до 1027. Математика с Игральными Костями28. Дидактические игры по математике29. Пазл Счет от 1 до 1030. Математика с Игральными Костями для Детей

Логическое мышление

-Развитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:Пособия для занятий:1. Карточки из серии найди лишний предмет2. Карточки из серии найди лишний предмет. Часть 23. Карточки из серии найди пару4. Найди тень у картинки5. Развиваем Логическое мышление6. Карточки Большой-маленький7. Пазлы8. Головоломка Красноухова9. Логические раскраски10. Развитие Внимания11. Развитие Мышления12. Развитие Памяти13. Развитие 214. Подбери заплатку15. Добавь недостающий предмет16. Игра в противоположности (Антонимы)17. Занимательные занятия с ребенком18. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево19. Игра — «Что есть Что?»20. Игра Поймай рыбку21. Игра Ассоциации: Найди пару22. Игра на Развитие Памяти и Внимания23. Журнал-раскраска для детей про Лошадок24. Угадай Чья Тень

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:Пособия для занятий:1. Буквы Алфавита-Пазлы2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.3. Изучаем гласные буквы4. Азбука в виде карточек5. Как научить ребенка читать по слогам6. Учимся 17. Учимся 28. Учимся Читать. Часть 39. Цветные Буквы Алфавита10. Уникальная Азбука по Буквам11. Лото изучаем Буквы12. Карточки с Буквами  и Картинкой13. Чистоговорки14. Считалки и Считалочки15. Играем и учимся читать Слоги16. Собери Слово по Картинке и Буквам17. Карточки — На какую Букву Начинается Слово18. Собери Слово по Картинке и Буквам. Дидактическая Игра

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:Пособия для занятий:1. Карточки Части тела человека2. Карточки с изображением Транспорта3. Карточки с Фруктами4. Карточки с Овощами5. Карточки изучаем Цвета6. Карточки Мебель7. Карточки «животные и что они едят»8. Карточки «Одежда и Обувь»9. Карточки Животные и Птицы10. Карточки Профессии11. Строение Дерева и Листьев12. Время года Осень13. Время года Зима14. Время года Весна15. Время года Лето16. Карточки изучаем Цвета17. Зимний месяц — Декабрь18. Зимний месяц- Январь19. Зимний месяц — Февраль20. Занятия на тему Зима 21. Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем22. Овощи. Изучаем и раскрашиваем23. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)24. Овощи (карточки — раскраски)25. Весенний месяц — Март26. Весенний месяц — АпрельНавыки обиходаРебенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:Пособия для занятий:1. Трафареты для рисования2. Как научить ребенка завязывать шнурки3. Обведи по контуру и раскрась4. Игра Крестики-нолики по новому5. Признаки и Свойства предметов6. Аппликация Цветы7. Знакомимся с понятиями:Справа, слева, сверху, снизу8. Изучаем Часы9. Книга Мой дом10. Части Тела Человека11. Пропись для Левшей12. Игра Поймай рыбку13. Автобус для маленьких Пони14. Игра — все Профессии15. Мой Дом. Составляющие  Пластилин и бусинки17. Настольная Игра Расскажи про свой город18. Детские Считалки19. Гусеница из Цветного картона20. Изучаем цвета с помощью Мороженого21. Аппликации из Пуговиц22. Ёлочка из Шишки своими руками23. Весёлый Чупа-Чупс24. Изучаем Дни Недели

Английский язык

Пособия для занятий:1.  Английские Буквы-Пазлы2. Карточки с Буквами Английского алфавита3. Цифры карточки на английском4. Карточки Фрукты и Ягоды5. Карточки с английскими словами. Часть 16. Карточки с английскими словами. Часть 27. Карточки Мебель на английском языке8. Карточки Электробытовые приборы9. Карточки Одежда 10. Карточки Овощи на английском языке11. Карточки Месяцы на английском языке12. Карточки Транспорт на Английском языке13. Пазлы Большие и Маленькие буквы английского алфавита

Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)

Ребенок от 1 лет до2 летРебенок от 2 лет до 3 летРебенок от 3 лет до 4 летРебенок от 5 лет до 7 лет

Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

Что должен знать ребенок в года

Если ребенок еще не знает то начинайте изучать:

  • Времена и месяца года.
  • Время суток на часах.
  • Дни недели.
  • Направления (лево, право, вверх, вниз и т.п.).
  • Алфавит и первые короткие слова.
  • Цифры и счет простых чисел.
  • Сложение и вычитание простых чисел.
  • Цвета.
  • Формы.
  • Виды животных.
  • Транспорт.
  • Растения и природные объекты.
  • Городские объекты.
  • Состояние природы и погоду.
  • Свойства предметов и объектов их применение (так вы разовьете словарный запас и речь ребенка в целом).
  • Звуки городские, звуки природы, животных и т.п.
  • Запахи.

Необходимые дополнительные занятия для детей для 4 лет

  • Пение.
  • Изучение стишка.
  • Отгадка загадок.
  • Чтение с мамой.
  • Танцы.
  • Физические упражнения (на фитболе, с лентой, велосипед, самокат, мяч и другие игры развивающие физику ребенка).
  • Прикладное творчество (рисование кистями и карандашами с разных рук и держа по-разному инструмент, лепка, аппликация, плетение)

Мы уже писали статьи на темы, как обучать ребенка дошкольника некоторым вышеуказанным навыкам, — читайте подробней переходя по ссылкам с необходимым вам навыкам.

Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»

В каком возрасте можно понять, есть ли у ребенка способности к математике? Мне в первом классе объяснили дома: математика — это точно не твое. В итоге я потом безумно любила алгебру, геометрию, учебник Сканави был моей любимой книжкой. Но несмотря на это, у меня все равно в голове есть установка — «это не моя область». Как понять, что ребенок способный, или что математика — совсем не его? 

— Математика существенно шире, чем то, что проходят в школе, и даже то, что изучают в старших классах и математических. Математика очень большая. 

Даже если мы занимаемся математикой с дошкольниками, то мы какие-то вещи берем арифметические, какие-то — геометрические. Есть дети, которые очень успешны и талантливы в любых арифметических вычислениях, у них хорошо улеглась информация про числа, они уверенно считают, быстро, они сразу видят, что 10 и 3 — это 13, им не надо пересчитывать по одному. Есть дети, которым это надо пересчитать лишний раз, но это не значит, что оно у них не уляжется. 

Точно также — с геометрическими задачами. Я собрала какую-нибудь фигурку из кубиков, даю ребенку такие же кубики и прошу сделать эту фигурку. А он пробует, пробует, так, сяк, но не та фигурка вышла. Есть дети, которые сразу видят, что и куда прицепить, чтобы сразу получилась такая же. 

Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»

Есть дети, которые более талантливы в арифметических заданиях, а менее — в геометрических, и наоборот. Но чем больше мы в это играем, тем больше шанс, что эта область разовьется. 

Я часто вижу детей 5–6 лет, которые блестяще решают геометрические задачки и не очень хорошо считают. Или, наоборот, очень хорошо считают, но не очень складывается с геометрией. Или геометрические задачки отлично, а рассуждать тяжело. Дети разные. Но если прямо сейчас ребенок не может продемонстрировать умения, это не значит, что он через полгода или через год не научится. 

Во-первых, в какой-то момент количество переходит в качество. 

Во-вторых, те или иные области мозга дозревают у детей с разной скоростью. Если вы видите ребенка девяти месяцев, который отлично ползает, но еще не пытается ходить — это нормально, он еще не ходит. А кто-то и в год еще вовсю ползает, но не ходит. А кто-то уже в девять месяцев бегает, но при этом говорить начинает ближе к трем. Это совершенно не значит, что к школе эти дети не выровняются — все будут прекрасно бегать и болтать, скорее всего. 

«Закончишь год без троек — куплю самокат!» Почему подарки не мотивируют учиться, а гуманитариев не бывает Подробнее

Если ребенок-дошкольник долго не может  запомнить цифры — да, так бывает. Но это совершенно не значит, что он гуманитарий и никогда не научится математике. Да, с этими значками он пока не договорился, так бывает. Но, возможно, он сможет решать геометрические или логические задачи. Мы будем время от времени предлагать ему разные задания, в какой-то момент вдруг — раз! — и щелкнет. 

В моей любимой книжке Александра Звонкина «Малыши и математика» есть такой эпизод — он принес геометрическую головоломку на кружок для младшей дочки и для ее ровесниц. Три девочки примерно поняли, что надо делать — там надо было из нескольких деталей собрать картинки. Одна совершенно не поняла, чего от нее хотят, какую детальку куда положить, как повернуть. Совсем не поняла, чего от нее хотят. 

Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»

Через неделю они снова встретились тем же кружком и снова решили поиграть в какую-то геометрическую головоломку. И девочка, которая неделю этим не занималась, но, видимо, про это думала, вдруг раз! — и деталь на нужное место сразу кладет и понимает, чего хотят. Можно было бы после первого урока сказать: «Ну все, просто гуманитарий. С геометрией беда и никогда лучше не будет». Я бы сказала, что чем меньше таких поспешных выводов, тем лучше, и тем проще нам заниматься с детьми. 

Вообще-то, взрослые тоже, когда первый раз сталкиваются с какой-нибудь незнакомой задачей, часто с первого раза не разбираются, но это не значит, что они не могут с ней справиться. Думаю, что многие помнят, как учились водить машину. Поначалу одновременно и смотреть в зеркала, и включить поворотник, да еще и дворники включить — это сразу слишком много. Потом потихонечку какой-то из этих навыков стал автоматическим. Очень даже можно и дворники включать, и поворотники, еще болтать по пути. 

У детей то же самое. Сразу много уровней сложности не надо давать одновременно. Начинаем с того, что точно получится, потом потихонечку наращиваем сложность. Как-то так.