Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Занятия с логопедом для детей – это то, чем не стоит пренебрегать

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.

Когда рекомендовано начинать занятия с логопедом

По мнению большинства специалистов, все индивидуально. Речевое развитие ребенка происходит следующим образом:

В среднем, от 2 до 3 лет речевая копилка ребенка вмещает в себя около 300 слов, от 3-4 примерно до тысячи, от 4 до 5 лет это количество увеличивается до 2000 слов, а с 5-7 лет – до 3500. В это же время идет изучение звукопроизношения, грамматики.

С возрастом предложения становятся все объемнее и логичнее. Постепенно ребенок начинает последовательно излагать свои мысли. Родителям стоит быть внимательнее и следить за развитием речи ребенка. Заметив отставание от сверстников, необходимо как можно скорее показать малыша логопеду. Это может произойти в любом возрасте. Как правило, регулярные занятия с логопедом в детских центрах УмНяша и Чудо-Чадо дети начинают посещать с трех до семи лет. Даже если заметных проблем на первый взгляд у ребенка не наблюдается, рекомендуем посетить логопеда в профилактических целях.

Логопед детского центра «УмНяша» поможет выявить большинство дефектов, которые не заметны родителям на раннем возрастном этапе 1-3 года, но могут существенно повлиять на качество речи и развитие ребёнка в будущем.

Новости

13 мая

Полный рот зубов в 85 лет!

С возрастом зубы разрушаются, но это не повод ходить без зубов. Даже в пожилом возрасте можно сделать удобные зубные протезы и наслаждаться жизнью в полном объеме. В работе “Бюгельные зубные протезы в 85 лет” показан пример съемного протезирования зубов, качественно восстановившего недостающие зубы.

6 мая

Полные зубные протезы на имплантах

Что делать, когда осталось несколько зубов, да и те надо удалять? Ходить без зубов? Сделать обычные съемные протезы? Есть более удобное решение – полные съемные протезы с креплением на имплантах – они не натирают, не спадают, выглядят замечательно! Пример полных съемных протезов на имплантах смотрите тут.

28 апреля

Сломалась коронка на переднем зубе – что делать?

В работе “Реставрация переднего зуба – замена коронки после травмы” скол на коронке был значительным, а на оставшейся части коронки были трещины, но сам зуб не пострадал. Самым надежным способом реставрации в данном случае была замена коронки. Новая коронка полостью восстановила утраченную эстетику.

22 апреля

Препарат для седации Пропофол – лечение зубов с полным комфортом

Тем, кто боится лечить зубы, и даже говорить об этом, тем, кому предстоит длительное стоматологическое вмешательство – установка имплантов, операции на деснах и прочее, можно провести лечение без лишних нервов – в седации. Обязательна консультация врача! Пропофол – препарат, обеспечивающий надежную и безопасную седацию при проведении стоматологического лечения. Подробнее о препарате тут.

16 апреля

Лучшие методики костной пластики для пациентов "Диал-Дент"

Часто при установке зубных имплантов требуется подсадка костной ткани (костная пластика). Об одной из малоинвазивных методик, при этом обеспечивающей высокую эстетику, читайте в статье “Немедленная зубоальвеолярная реконструкция – лучшие методики костной пластики при имплантации зубов”.

все новости

Как выбрать квалифицированного логопеда для своего малыша

Понятная и разборчивая речь является неотъемлемым условием нормального общения ребенка в детсаду и школе. Задача родителей – как можно раньше помочь сформировать правильную речь и произношение, чтобы малыш мог беспрепятственно общаться, учиться и развиваться как личность.

Когда рекомендуется начинать занятия с логопедом

В последние годы отмечается негативная тенденция, что даже подростки и взрослые имеют дефекты речи и испытывают некоторые затруднения. По этой причине занятия с логопедом дефектологом необходимы незамедлительно, когда у ребенка замечается косноязычие или задержка речи.

В большинстве случаев помощь логопеда требуется малышам от трех лет, однако обратиться за консультацией можно и в полгода. К примеру, при наличии у младенца короткой уздечки и при своевременной помощи специалиста, можно наладить процесс кормления и коммуникации ребенка с мамой. А впоследствии малыш не будет испытывать проблем с развитием правильной речи.

Параметры выбора квалифицированного логопеда

При выборе логопеда для коррекции речи, следует обращать внимание на такие нюансы:

  • наличие диплома о профильном образовании врача. Квалифицированный специалист всегда готов предоставить сертификаты и дипломы, чтобы завоевать доверие и доказать свой профессионализм. При выборе неквалифицированного специалиста это может принести дополнительные затруднения в развитии ребенка;
  • опыт работы с малышами или подростками, наличие опыта в школе, детсаду или коррекционном учреждении. Молодые специалисты многое знают в теории, однако часто на практике могут сталкиваться с некоторыми проблемами по причине недостаточных знаний. Поэтому рекомендуется выбирать для ребенка логопеда с многолетним стажем;
  • наличие разработок и методик диагностики и коррекции речи у детей определенного возраста. Большинство логопедов выбирают определенные методики работы и адаптируют их под себя и свои навыки. При выборе специалиста необходимо уточнить, по какой системе он планирует заниматься с ребенком, в соответствии с темпераментом и возрастом малыша;
  • наличие инструментов и их дезинфекция. Логопед пользуется различными зондами, зеркальцами и прочими инструментами, которые необходимо тщательно дезинфицировать. Оптимальным вариантом является автоклавирование, при котором логопед вскрывает одноразовые крафт-пакеты для каждого пациента.

Также немаловажным фактором при выборе выступают рекомендации от предыдущих работодателей. Такие отзывы могут содержаться на профильных ресурсах в интернете или в книге отзывов специалиста. Потратив время и усилия на поиски опытного логопеда, родители получают специалиста, каждое занятие с которым для ребенка становится приятным времяпровождением. В таких случаях, как показывает практика, дети быстрее демонстрируют успехи и прогресс в занятиях.

Степени ОНР

Специалисты выделяют 4 степени ОНР:

  • ОНР-1. У ребёнка полностью отсутствует речь;
  • ОНР-2. Ребёнок обладает простейшими речевыми навыками: словарный запас маленький, предложения простые, слова часто искажаются;
  • ОНР-3. Ребёнок использует развернутую фразовую речь, однако проблемы возникают в грамматическом строе, звукопроизношении и лексике;
  • ОНР-4. Нарушения проявляются незначительно. Ребёнок плохо различает звуки, слоговая структура своеобразна.

Обнаружив у малыша признаки ОНР, следует записаться на консультацию к логопеду. При первом приёме он проведёт обследование, которое позволит подтвердить или опровергнуть диагноз.

Рекомендации для родителей

развивающий детский сад

Специалисты-логопеды рекомендуют:

  1. Проводить артикуляционные упражнения ежедневно по 3-5 минут;
  2. Вначале гимнастику стоит выполнять медленно и перед зеркалом, так как малышу необходим визуальный контроль;
  3. Упражнения необходимо выполнять максимально правильно и точно, в противном случае они будут неэффективны;
  4. Комплекс должен со временем усложняться новыми, отработанными с логопедом упражнениями;
  5. Каждое упражнение должно быть сделано от 5 до 20 раз;
  6. Темп выполнения и количество подходов должно увеличиваться по мере улучшения артикуляционной моторики.

связная речь

Виды ротацизма

Правильная артикуляция при произнесении изолированного [р] такова: губы растянуты в улыбке, рот открыт, нижняя челюсть и средняя часть языка напряжены, корень языка неподвижен, двигается только широкий истонченный кончик языка, вибрирует в поднятом к альвеолам положении, то прикасаясь к ним, то отходя от них. Частота колебаний от 2-3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и соприкасаются с верхними коренными зубами. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

В настоящее время зафиксировано более 28 нарушений произношения звука [р], основными из которых являются следующие виды ротацизма:

1. Губно-губное произношение [р], при этом губы вибрируют как в звукоподражании тпррру.

2. Одноударное [р]. В этом случае языка ударяется об альвеолы только один раз, нет вибрации кончика языка.

3. Боковое произношение. Различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем – кончик языка отклоняется или влево, или вправо (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Горловое [р] или картавость. Делится на два подвида: велярное [р], когда вибрирует мягкое нёбо, и увулярное – трясется маленький язычок (лат. uvula) в полости рта.

5. Носовое произношение [р], когда звук произносится с гнусавым оттенком из-за прохождения воздушной струи через нос.

6. Глухое [р], звук произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

При своевременном обращении к логопеду исправить любой вид ротацизма не составит большого труда. Специалист подберет индивидуальный способ постановки звука [р], в зависимости от анатомических особенностей строения органов артикуляции и состояния мышц артикуляционного аппарата.

Юлия Савельева

Задайте вопрос логопеду

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Что делать, если ребенок прохо говорит?